Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение

    План:

    1) Введение…………………………………………………………………………….3

    2) Терминология……………………………………………………………………….4

    3) Истоки юродства……………………………………………………………………7

    4) Религиозный смысл. ……………………………………………………………….8

    5) Социальные предпосылки юродства и причины его широкого

    распространения на Руси……………………………………………………………...9

    6) Закат юродства……………………………………………………………………...10

    7) Значение юродства для русской культуры………………………………………..11

    8) Заключение………………………………………………………………………….12

    9) Сноски……………………………………………………………………………….13

    10) Список литературы………………………………………………………………...14

    В самом деле, её ‹юродивую› как будто все даже любили, даже мальчишки её не дразнили и не обижали, а мальчишки у нас, особенно в школе, народ задорный. Она входила в незнакомые дома

    и никто не выгонял её, напротив, всяк-то приласкает и грошик даст. Дадут ей грошик, она возьмёт и тотчас снесёт и опустит в которую нибудь кружку, церковную аль острожную.

    Дадут ей на базаре бублик или калачик, непременно пойдёт и первому встречному ребёночку отдаст бублик или калачик, а то так остановит какую-нибудь нашу самую

    богатую барыню и той отдаст; и барыни принимали даже с радостию.

    / Ф. М. Достоевский

    1) Введение.

    В качестве темы моего реферата вынесена проблема юродства на Руси. Такая неординарная тема была выбрана мной потому, что однажды я совершенно случайно выяснила для себя, что даже сам

    термин “юродивые” для многих моих ровесников, в том числе и таких, которые являются довольно начитанными и разносторонними

    людьми, представляется смутным и неясным. В то же время, как мне кажется, что для понимания психологии русского человека и вообще понимания специфики всей русской культуры этот

    феномен православной религиозности является довольно важным.

    В процессе написания работы оказалось, что эта тема для более-менее обширной и разносторонней разработки довольно сложна. Основной причиной этого является

    отсутствие литературы.

    Вполне логично, что в советской историографии подобная тема практически не упоминается, в связи с тем, что проблемами религиозных взглядов и особенностей

    религиозного мировоззрения в этот период занимались очень мало и лишь в плане идеологической борьбы против “религиозных предрассудков”. Поэтому особого

    внимания проблеме “юродства Христа ради” не уделялось. В досоветский же период теме юродства были посвящены отдельные главы в нескольких книгах, написанных теологами и

    исследователями православия. Была даже выпущена монография, целиком посвящённая теме юродства, но книги эти имеются лишь в дореволюционных изданиях, в очень небольшом количестве

    экземпляров и в нашем городе, конечно, отсутствуют.

    То же самое можно сказать и о нескольких работах учёных выпущенных уже в наше время и касающихся проблемы юродства, – этих трудов в нашем городе нет. В силу

    этого основной работой, которой я пользовалась при написании реферата, явилась монография А. В. Юдина “Русская народная духовная культура”.

    Исходя из имеющегося материала, целью моей работы является ознакомление с малоизвестными сторонами юродства, а также изучение причин особенно сильного

    распространения этого явления именно на Руси.

    2) Терминология.

    Прежде чем приступить к рассмотрению такой сложной и характерной, в основном, только для Русского государства формы религиозного выражения как юродство мне кажется важным разобраться

    в терминологии. Естественно, основным термином этой работы является само понятие юродства и юродивых, но помимо этого мне

    кажется важным обратиться к значению таких слов и словосочетаний как “святость” и “смеховой мир”.

    Термин “юродивый” произошёл от слова “юрод” , которым в древнерусском языке переводилось греч. слова, обозначавшие “глупый, безумный” , а так же “простой,

    глупый” . В частности, “юродами” в древнерусских источниках названы блаженный Симеон (“житие блаженного Симеона” ) , Исаакий Печерский (“Печерский патерик” ) , Никола Новгородский Салос

    и др.

    Под “юродивыми” принято понимать людей, руководствовавшихся словами апостола Павла “мы безумны (древнерус. “юроди” )...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены