Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель "чистого искусства"?

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель "чистого искусства"?

    Двух станов не боец, но только гость случайный,

    За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

    Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

    Союза полного не будет между нами -

    Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

    Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

    Я знамени врага отстаивал бы честь!

    К началу 60-х годов

    XIX-го века в русской критике формируются два противостоящих друг другу направления.

    Во главе первого стоял Некрасов, выдвигавший на первый план гражданские мотивы («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»). Критики из журнала «Современник» ищут в

    художественных произведениях, прежде всего отражение социальных процессов. В литературных героях Островского, Тургенева, Толстого видят не только яркие, неповторимые характеры, но и

    «общественные типы», порожденные несправедливым устройством общества.

    С «Современником» и «Русским словом» спорят приверженцы «чистого искусства». Во главе этого направления стоит Фет и другие, считавшие, что поэт – творец, вдохновленный Богом и

    поэтому далекий от политики. В качестве лозунга они приводили известные строки А.С. Пушкина:

    Не для житейского волненья,

    Мы рождены для вдохновенья,

    Для звуков сладких и молитв.

    Реалисты довольно остро возражали:

    Скажут песня не из

    лестных,

    Навлечешь как раз их

    гнев.

    Лучше пой, брат, про

    прелестных

    Дев, дев, дев.

    Обратись к луне,

    природе,

    Пой утехи юных лет

    Ведь поет же в этом

    роде

    Фет, Фет, Фет.

    Ведущим журналом «чистого искусства» становится некогда основанная Смирдиным и Сенковским «Библиотека для чтения», выходившая в те годы под редакцией Александра

    Дружинина. По мнению Дружинина (а также известных критиков Павла Анненского и Василия Боткина), художественная полноценность произведения не связана с «требованиями текущего момента», а

    зависит лишь от степени таланта автора. Критика, по мысли Дружинина, как и само искусство, должна ориентироваться на «вечные ценности» - Бога, красоту, любовь. Таких критиков, как

    Белинский и Чернышевский, Дружинин относил к «отрицательному направлению», а стремление подчинить литературу социально-политическим задачам считал не только неправильным, но и вредным.

    «Если мы не станем им противодействовать, - писал он Боткину, - они наделают глупостей, повредят литературе…» Сторонники «чистого искусства» так же, как Чернышевский и Добролюбов,

    считали необходимым следовать правде жизни, но искали эту правду совсем не там, где их идейные противники. Нередко одни и те же произведения удостаивались похвалы и тех и других, но с

    разных позиций... Полемика была вызвана определенными социально-историческими событиями в стране. Несмотря на разногласия, различные взгляды, и те и другие были великолепными поэтами.

    Да и возможно ли приказывать кому-либо, о чем писать, ведь лирика, как известно, отражает мысли и чувства, волнующие конкретную личность, но находящие отклик в сердцах других людей. И

    гражданские, и чисто лирические мотивы играют важную роль в понимании мира и осознании себя в нем.

    Толстой хотел быть \"только\" художником. Когда в первом крупном произведении своем - поэме, посвященной душевной жизни царедворца - поэта Иоанна Дамаскина - Толстой говорил о своем

    герое: \"Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка\" - это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: \"простым рожден я был певцом,

    глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле\". Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого.

    В 1854 г. он выступил в \"Современнике\" с рядом стихотворений

    (\"Колокольчики мои\", \"Ой стоги\" и др.), сразу обративших на него внимание. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам.

    Он

    был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевыми особенно с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню

    благодаря хлопотам Толстого. Примкнув ненадолго к кружку \"Современника\", Толстой принял участие в составлении цикла...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены