"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)
Дисциплина: Русский язык и литератураТип работы: Реферат
Тема: "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)
\"Герой нашего времени\"
М.Ю.Лермонтова
Нравственно-психологоческий роман( его
художественные особенности ).
\"Герой нашего времени\" первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя \"одна душа, одни и те же муки\". Психологический
потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе \"героя
времени\". Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже
слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя
от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к их мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а
его внутренний мир, психология.
Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от последовательного изображения ).
Такая разочарованная позиция в точности соответствует \"разачарованной\", противоречивой личности человека.
В первых трех повестях (\"Бэла\", \"Максим Максимыч\", \"Тамань\") представленны лишь поступки героя.
Лермонтов демонстрирует примеры печеринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета (
бедные контабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является власть и эгаизм: \"какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и бедствий
человеческих ?\"
Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый
и глубоко страдающий человек. В \"Княжне Мери\" звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: \"Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его.\" А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: \"Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу,
поддерживающую мои духовные силы...\" На основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: \"Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого
положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость.\" Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть
счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична ?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть \"Фаталист\". Здесь решаются уже проблемы
нестолько психологические, сколько философские и нравственные.
Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределении человеческой
жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печерин же задается вопросом: \"Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?\" Этот спор прверяется тремя примерами, тремя
смертельными схваиками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих,
отважный брасок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы
автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной
гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: \"офицеры меня поздравляли - и
точно было с чем \".
Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной стороны он иронизирует над их наивной
верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует и...