Первооткрыватели русской фантастики

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Первооткрыватели русской фантастики

    “Нет фантазии, в основе

    которой не лежала бы реальность”

    М. Горький

    Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в

    средневековой,

    в данном случае древнерусской литературе, но и ещё дальше – в фольклоре, который собственно говоря, фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные

    жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы.

    Попробуем без дальнейших разговоров отыскать в русской литературе первое произведение, которое бы отчасти подходило под признаки фантастического жанра. В шестидесятых годах

    XVII

    века резко увеличивается количество печатных изданий. Выходят первые журналы. Определяется круг писателей: Херасков, Сумароков, Фонвизин, Крылов, Карамзин, Радищев…

    Но историю русской фантастики хотелось бы начать с произведения “Дворянин-Филосов, аллергория” Ф. Дмитриева-Мамонтова, которая вышло в 1769 году.

    Итак, некий “Дворянин-филосов”, имея время и способность рассуждать, получил некогда желание сочинить план света на пространном месте своего селения…

    Перейдём теперь к значительно более забавному “Новейшему путешествию”, “сочиненному в городе Белеве” Василием Левшиным (1784 г.). Это было первое в русской литературе

    путешествие на Луну.

    Продолжая поиски ранней русской фантастики, мы находим маленькое произведение, опубликованное в 1824 году в альманахе “Мнемозина” и называющееся “Земля безглавцев”. Оно

    принадлежит перу замечательного поэта В. Кюхельбекера. В “Земле безглавцев” мы снова отправляемся на Луну. Своего героя он заносит на луну в страну Акефалию, в столицу многочисленного

    народа безглавцев. Акардион, который весь был “выстроен их ископаемого леденца; его обмывала река Лимонад, излевающаяся в Щербетное озеро…”

    Самым значительным фантастическим произведением

    трети

    века считается неоконченная повесть В. Ф. Одоевского “4338-ой год”. Писатель – просветитель, один из крупнейших русских музыковедов, Одоевский всю жизнь интересовался историей

    науки, открытиями, техническим прогрессом. Он очень высоко оценивал роль науки и техники в совершенствовании человечества. Одоевский рассчитал, что в 4338 году к Земле должна

    приблизится или даже столкнуться с Землёй комета -------. В произведении “4338 год” интересны научно-технические предвидения и мечты автора. О его прозорливости сегодня мы можем судить

    хотя бы по таким словам: “Нашли способ сообщения с Луною; она необитаемая и служит источником снабжения Земли различными житейскими потребностями, чем отвращается гибель, грозящая Земле

    по причине её огромного народонаселения…”

    По Одоевскому, будущее человечества – это полное овладение силами природы.

    Если мы говорим о фантастики, то сразу же вспоминается другой великий писатель, который тоже пользовался фантастическими приёмами для целей, но умел делать это с неизмеримо

    большей художественной силой. Речи идёт о повестях Н. В. Гоголя. Мы не будем погружать в озорную сказочную чертовщину “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, но нельзя не упомянуть его

    двух “петербургских повестей” – “Нос” и “Портрет”. Это художественная фантастика.

    Другой великий писатель, который был знаком с большим числом фантастических повестей был А. С. Пушкин. Почему повесть “Пиковая дама” фантастична? Здесь хотелось бы напомнить

    мнение Г. А. Гуковского: “Фантастика и азарт, неестественные события и дикая игра случая, возносящая во мгновение око одного и низвергающая другого, бред и истерическое безумие игры

    становятся как бы образцами утрасовременности 1830-тых годов, этого времени бездумной и бессмысленной власти денег”. Литература искала путей художественного воплощения и законов

    нового общества и его образа жизни, объяснения и раскрытия внутренних закономерностей буржуазного правопорядка, непонятных для людей, которые своё непонимание и незнание подменяют

    верой в действие каких-то чудесных сил. Поэтому у Пушкина “Пиковая дама” – и фантастическая, и не...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены