Петербург - Петроград. Литературная жизнь города

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Петербург - Петроград. Литературная жизнь города

    СОДЕРЖАНИЕ.

    1. Вступление. – стр. 2

    2. Дом искусств. – стр. 3

    3. А.А. Блок. – стр. 4 -5

    4. «Ахматовский Петербург». – стр. 6

    5. «Бродячая собака». – стр. 7

    6. Н.С. Гумилев. – стр. 8

    7. О.Э. Мандельштам. – стр. 8-9

    8. А.М. Горький. – стр. 10-12

    9. В.В. Маяковский. – стр. 12-14

    10. Заключение. – стр. 15

    11. Библиография. – стр. 16

    12. Приложения

    ПЕТЕРБУРГ – ПЕТРОГРАД.

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА.

    ВСТУПЛЕНИЕ.

    Сердце бьется ровно, мерно,

    Что мне долгие года!

    Ведь под аркой на Галерной

    Наши

    тени навсегда.

    (Анна Ахматова)

    В век ХХ Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными или мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение:

    Красуйся, град Петров, и стой

    Неколебимо, как Россия…

    В литературе начала века господствовали иные настроения. Александр Куприн называет свой рассказ о городе «Черный туман». Герой его – молодой провинциал – приехал, чтобы завоевать

    столицу. И по началу ему сопутствовал успех: трудолюбивый, добродушный, одаренный музыкант, он был неотразим, все удавалось ему «шутя, словно мимоходом». Но вскоре он затосковал. И

    город расправился с жизнерадостным и наивным провинциалом: черный туман одарил его чахоткой, «убил в нем что-то главное, дающее жизнь и дыхание жизни»

    Этот мотив рассказа не нов: он встречается в гоголевском «Невском проспекте», в некрасовском цикле «о погоде», в «Преступлении и наказании» Достоевского. Но в начале ХХ в. ощущение

    обреченности города доходит до крайности, становится невыносимым. Образ города в зеркале «серебряного века» мрачен и тревожен.

    В ушах обрывки теплого бала,

    а с севера – снега седей –

    туман, с кровожадным лицом каннибала,

    жевал невкусных людей.

    (В. Маяковский)

    Во всей лирике начала века, в особенности той ее части, что связана с образом Петербурга, сгущается ощущение неизбежной и даже необходимой катастрофы. Но действительность оказалась

    бесконечно страшней того, чего ждали и жаждали едва ли не все русские поэты на переломе веков. В годы революций и войн в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданы многие

    бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворяли площади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, с 1924 по 1991гг. – Ленинград) при каждом

    новом подъеме репрессий оказывался объектом главного удара.

    С 1914 г. (по 1969) Корней Иванович Чуковский начинает вести рукописный альманах «Чукоккала». Название происходит от фамилии писателя – Чуковский, и от названия поселка на Карельском

    перешейке, где родилась эта необычная книга, - Куоккала (с 1948 г. – Репино). В альманахе оставляли свои записи и рисунки, чаще всего шуточные, самые замечательные деятели русской

    культуры. В книге множество эпизодов характеризующих петербургскую культуру послереволюционного десятилетия. Один из них относится к деятельности издательства «Всемирная литература»,

    организованного в 1918 г. А.М. Горьким. В течение шести лет им было опубликовано более 200 первоклассных книг, которые и сегодня входят в «золотой фонд» зарубежной литературы,

    переведенной на русский язык.

    «Чукоккала» позволяет увидеть в каких условиях это было сделано. Здесь помещен, например, автошарж Юрия Анненкова, художника издательства. Рядом – стихотворная переписка Чуковского и

    Блока (он занимался в издательстве германской словесностью).

    Редакция с 1918 года размещалась на Невском пр., 64, с начала 1919 года – на Моховой ул., 36. В работе участвовало более 80 литераторов и ученых. Издательство имело самую богатую

    библиотеку иностранных книг.

    ДОМ ИСКУССТВ

    В 1919 году был образован «Дом искусств» (Мойка 59), родственный «Всемирной литературе». Он стал центром, объединяющим петроградскую интеллигенцию. Здесь было организовано

    общежитие для бездомных литераторов: в «отдельных комнатенках», как пишет Чуковский, жили Н.С. Гумилев, А.С. Грин, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштам и другие.

    Здание, в котором расположился Дом искусств, построено еще в 1768 году для генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина. Автор проекта зд...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены