Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой

    Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой

    Я не верю с стихи,

    Которые льются.

    Рвутся – да!

    Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам,

    необщей интонации.

    Если существуют поэты, воспринимающие мир посредством зрения, умеющие смотреть, закреплять увиденное в зрительных образах, то Марина была не из их числа. Мир открывался ей не в

    красках, а в звучаниях. «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: «По крайней мере, будет

    музыкантша». Музыкальное начало было очень сильным в творчестве Цветаевой. В ее поэзии нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся – в буре, в вихревом движении, в

    действии и поступке. Более того, ей было свойственно романтическое

    о творчестве как о бурном порыве, захватывающем художника, ураганном ветре, уносящем его. Откроешь любую книгу – сразу погружаешься в ее стихию – в атмосферу

    душевного горения, безмерности чувств, постоянного ухода от нормы, драматического конфликта и противоборства с окружающим миром.

    Вечная и самая дорогая Цветаевой тема – свобода и своеволие не знающей меры души. Она дорожит и любуется этой прекрасной, окрыляющей свободой:

    Не разведенная чувством меры –

    Вера! Аврора! Души – лазурь!

    Дура – душа, но какое Перу

    Не уступалось – души за дурь?

    Свободна сама поэзия Цветаевой. Ее слово всегда свежее, не затертое, прямое, конкретное, не содержащее посторонних смыслов. Такое слово передает жест не только душевный, но и

    физический; оно, всегда ударное, выделенное, интонационно подчеркнутое, сильно повышает эмоциональный накал и драматическое напряжение речи: «Нате! Рвите! Глядите! Течет, не так ли?

    Заготавливайте чан!»

    Но главным средством организации стиха был для Цветаевой ритм. Это – сама суть, сама душа ее поэзии. В этой области она явилась и осталась смелым новатором, щедро обогатившим

    поэзию

    века множеством великолепных находок. Она беспощадно ломала течение привычных для слуха ритмов, разрушала гладкую, плавную мелодию поэтической речи. Ритмика Цветаевой постоянно

    настораживает, держит в оцепенении. Ее голос в поэзии – страстный и сбивчивый нервный монолог, стих прерывист, неровен, полон ускорений и замедлений, насыщен паузами и

    перебоями.

    В своем стихосложении Цветаева вплотную приблизилась к ритмике Маяковского:

    Опрокинутыми…

    Нот,

    планет –

    Ливнем!

    - Вывезет!!!

    Конец…

    На-нет…

    По словам Марины, это – как «физическое сердцебиение – удары сердца – застоявшегося коня или связанного человека».

    Поэзия Марины Цветаевой немелодична, ненапевна, дисгармонична. Наоборот, она вобрала в себя рокот волн, раскаты грома и крик, затерявшийся в арии морского шторма. Цветаева

    восклицала: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!». Она умела рвать стих, дробить на мелкие части, «разметать в прах и хлам». Единица ее речи не фраза и не слово, а слог.

    Цветаевой свойственно расчленение стихотворной речи: слово деление и

    слогоделение:

    В Россию – вас, в Россию – масс,

    наш-час – страну! в

    сей-час – страну!

    на-Марс – страну! в

    без-нас – страну!

    Особую роль с системе средств выразительности

    Цветаевой играет пауза. Пауза – это тоже полноправный элемент ритма. В противовес привычной постановке пауз на конец строки у Цветаевой они смещены, сплошь и рядом

    приходятся на середину строки или на следующую строфу. Поэтому стремительный стих поэта спотыкается, обрывается, поднимается:

    Двадцать лет свободы –

    Всем. Огня и дома –

    Всем. Игры, науки –

    Всем. Труда – любому,

    Лишь бы были руки.

    Синтаксис и интонация как бы стирают рифму. И дело здесь в стремлении Цветаевой говорить цельно и точно, не жертвуя смыслом. Если мысль не вмещается в строку, необходимо либо

    «досказать» ее, либо оборваться на полуслове, забывая о рифме. Коль мысль уже оформлена, образ создан, заканчивать стих ради полноты размера и соблюдения рифмы поэт считает

    излишним:

    Не чужая! Твоя! Моя!

    Всех как есть обнесла за ужином!

    - ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены