Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Дисциплина: Русский язык и литератураТип работы: Реферат
Тема: Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Реферат по Литературе Лопырева Михаила 9 \"Г\"
Воронеж 1998.
План.
1.Евгений Онегин - выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века.
2.Утверждение мысли о влиянии ума, уровня образованности на характер главного героя.
3. Умение различать истинные и мнимые ценности как показатель глубины личности и способности ее к дальнейшему развитию.
4.Проблема личности и среды в романе. Масштаб личности, определяемый как способность подняться над средой, противостоять обыденности, косности.
5.Художественная функция элементов сюжета, направленных на решение проблемы личности героя.
Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда,
каждый раз с трепетом открываю ее страницы.
Кто главный герой романа \"Евгений Онегин\"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений - кто же еще? Даше Татьяна,
даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне... И в школьных учебниках мы читаем: главный герой
романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было.
Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях.
Эпиграф к этой главе: \"И жить торопится и чувствовать спешит\" (Князь Вяземский) - тоже про Онегина, это он \"жить торопится\"
Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них
очень много - об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: \"добрый мой приятель\". Но много у них и разного. Трудно,
конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается: насколько же Пушкин ярче, умнее,
значительней человека, которого мы называем \"типичным представителем \" его эпохи!
В то время, когда он начал писать \"Онегина\", полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам. Так, как начал Гомер свою \" Илиаду
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...
Или так, как начал Пушкин свою оду \"Вольность\":
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?..
Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман
в стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова \"Осел и мужик\":
Осел был самых честных правил... -
и переделывает эту строчку по-своему. Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему
ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов - за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые,
конечно, рассердятся на него за подобное начало.
Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы
Ему подушки поправлять.
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на
принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется...
Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет \"лицемерить,
казаться, я...