Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза"

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза"

    Сатира на купечество в драме А. Островского \"Гроза\".

    \"Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными\".

    Советский энциклопедический словарь.

    Драма островского \"Гроза\". Страшное произведение. Ни разу за всю пьесу Островский не улыбнулся улыбкой сатира. Улыбкой Берендея

    – может быть, когда вкладывал в уста Кулигина трепетные слова о красоте природы, но которую людям и оглянуться-то некогда. Но красота волжских просторов еще больше оттеняется

    Страшным Городом, который стоит на берегу великой русской реки. Город словно пропитан ядом зла. \"Жестокие нравы… в нашем городе, жестокие\", – говорит Кулигин. – \"В мещанстве… вы ничего,

    кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам не выбиться из этой коры\".

    И люди здесь не живут – страдают, унижаются, раболепствуют, влачат свое жуткое существование во мраке и слезах, не осознавая ни самих себя, ни своего унижения, ни грубости и низости

    других.

    \"А между собой-то… как живут!\" – продолжает Кулигин. – \"Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга…\"

    Савел Прокофьевич Дикой, одно из главных действующих лиц, купец, а по определению остальных персонажей – воин. Только за что же он воюет? А за жадность свою непомерную, за алчность к

    деньгам, к богатству, обманом да хитростью нажитым. И за свое \"купленное\" право распоряжаться судьбами других людей, унижать их, оскорблять, обманывать. \" Стоит ли, ваше

    высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! \" – говорит он городничему.

    Дикой и сам понимает всю бездну своего ничтожества, и от этого он самодурствует еще больше, чтобы никто об этом его ничтожестве не узнал.

    \"Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!\" – говорит он о себе.

    потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет\".

    А Дикой, как всякое ничтожество, хоть на самую малость возвысившееся над другими, стремится свое возвышение, свою власть утверждать всегда и всюду, сгибая в дугу всех прочих. И –

    носом, носом их в землю, чтобы хозяину по грязи мягче шагалось. И что ведь характерно, Кудряш-то точно подметил, найдись кто посильнее, да рявкни, как следует, - Савел Прокофьевич сам

    лебезить и выслуживаться начинает. Но зато потом уж отыграется на домашних. Вот что говорит об этом Борис: \"А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет;

    тут уж домашние держись!\"

    Хам, деспот, тиран, дрянь человечишко… Жлоб, как сказали бы в нашем Воронеже. Но ведь никто из персонажей пьесы за все пять действий так и не назвал Савела Дикого его истинным

    именем. Дикого боятся – да, ненавидят – да, но – уважают, как привыкли уважать любое проявление власти, пускай мерзкой, пускай отвратительной, пускай невыносимой, но – власти. Вот это –

    самое страшное. Страшно и то, что люди-то, по сути своей, не виноваты. Их души и мысли необразованны, потому что никто не занимался их образованием. Все их познания – от странниц

    убогих. Здесь и люди с песьими головами, и Литва, которая невем где находится.

    Обряды, зачастую давно изжившие себя, нередко просто дикие

    ,заменили людям знание. И не могли они над своим незнанием воспарить подобно птицам, чтобы увидеть всю мерзость своего существования, чтобы увидеть, что мир намного ярче, богаче,

    живей, в конце концов, чем тот затхлый мирок, в котором они прозябают, страдают, мучаются.

    Каюсь, я не нашел в \"Грозе\" сатиры на купечество. Да и не мог Александр Николаевич подобного сотворить. Он ведь прекрасно знал, что богатство России прирастало не только Сибирью, но

    и купцами, эту Сибирь осваивавшими вплоть до самой Аляски и Калифорнии. Действительно, в штате Калифорния немало городов с русскими названиями – они возникли на месте купеческих

    факторий.

    Павел Третьяков, основавший картинную галерею – купец. Савва Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу, сподвижник виднейших деятелей русской культуры – из...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены