Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама "Заблудился я в небе - что делать?..."

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама "Заблудился я в небе - что делать?..."

    ФИО Леонова Наталья Александровна

    Группа 044, 1 курс

    Дата 29 апреля 2005 год

    Стихотворение «Заблудился я в небе - что делать?...» создается в двух параллельных вариантах с одинаковым началом, но разным развитием событий. Что

    бы понять, почему так происходит, что общего и в чем различия, рассмотрим последовательно каждое из стихотворений.

    Заблудился я в небе - что делать?

    Тот, кому оно близко,- ответь!

    Легче было вам, Дантовых девять

    Атлетических дисков, звенеть.

    Не разнять меня с жизнью: ей снится

    Убивать и сейчас же ласкать,

    Чтобы в уши, в глаза и в глазницы

    Флорентийская била тоска.

    Не кладите же мне, не кладите

    Остроласковый лавр на виски,

    Лучше сердце мое разорвите

    Вы на синего звона куски...

    И когда я умру, отслуживши,

    Всех живущих прижизненный друг,

    Он раздастся и глубже и выше -

    Отклик неба - в остывшую грудь.

    Лексический словарь

    Глаголы

    Заблудился, делать, ответь, звенеть, Не разнять, снится, Убивать, ласкать, Не кладите (2), разорвите, усну, раздастся.(13)

    Существительные

    в небе, дисков, с жизнью, в уши, в глаза, в глазницы, тоска, лавр, на виски, сердце, звона куски, друг, неба, грудь. (15)

    Местоимения:

    я (2), тот, кому, оно, вам, меня, ей, мне, мое, всех, он. (12)

    Прилагательные и наречия

    близко, легче, Дантовых, атлетических, флорентийская, остроласковый, синего, живущих, прижизненный, глубже, выше, остывшую. (12)

    Анализ текста

    Составив и прочитав словарь текста, кажется, что он носит какой-то «бытовой характер». Этот «быт» разрушают лишь «Дантовы диски». Они расширяют пространство

    данного стихотворения, добавляя в него больше динамики, волнения, таинственности.

    Как мне кажется, доминирующее семантическое поле данного стихотворения – внутренний мир лирического героя.

    К этому полю можно отнести большую часть слов (Заблудился, Не разнять меня с жизнью, я усну, отслуживши, била тоска...). Все стихотворение как будто переполняют

    эмоции, переживания, некоторая паника.

    Двойственная природа текста и отношения между уровнями внешней и внутренней структур как бы предсказывает нам последовательность понимания текста. Прочитав

    стихотворения, не вдумываясь, мы видим водоворот эмоций, лежащий на поверхности. И кажется, что этот «водоворот» создается только при помощи прилагательных и всевозможных эпитетов. На

    самом же деле такой эффект «эмоций» создается за счет глаголов. Глаголы в данном тексте постоянно меняются с глаголов «внутреннего состояния» на глаголы внешнего действия. Такой прием

    так же создает особую атмосферу и динамику в тексте.

    Больше всего в тексте существительных. То есть текст носит номинативный характер. И внутренний мир героя определяется четкими контурами, предметами… Интересна

    отсылка Мандельштама к Данте в обоих стихотворениях. Данте, как известно, изгнанник и посетитель кругов ада.

    То есть автор играет на контрасте «небо» и «Дантовы диски» - рай и девять кругов ада.

    Интересно сопоставление двух антонимичных глаголов «убивать и сейчас же ласкать».. Происходит некое переосмысление. Полет мысли. Резкое изменение.

    Вообще, данная строфа самая интересная во всем стихотворении.

    Честно говоря, и самая сложная. Что такое «Флорентийская тоска»? Я никак не могла понять этого. Почему «тоска» и при чем тут Флоренция. Флоренция, Тоскана, тоска…

    И, наконец-то, я поняла:

    Где больше неба мне - там я бродить готов,

    И ясная тоска меня не отпускает

    От молодых еще воронежских холмов

    К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане

    То есть тоска по небу, свободе. И эта тоска «бьет в уши, глаза и глазницы», всечеловеческая, тосканская, разрывающая сердце тоска

    «на синего звона куски», когда в виски впивается

    «остроласковый лавр».

    И именно такой подробный разбор словаря стихотворения помогает нам «услышать», то, что хотел сказать автор.

    Довольно много в данном стихотворении местоимений. «Тот, кому оно близко, - ответь…» Местоимения «Тот» и «кто-то» уже являются номинациями незримости,

    загадочности, неизвестности. Данные во второй строке первой строфы, причем, последовательно, они усил...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены