Стилистические фигуры и тропы

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Стилистические фигуры и тропы

    ЕДИНОНАЧАТИЕ, или анафора (от греч

    ЕДИНОНАЧАТИЕ, или анафора (от греч. anaphora — вынесение вверх) — распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно

    самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т. д.):

    Люблю тебя, Петра творенье,

    Люблю твой строгий, стройный вид...

    (А. Пушкин)

    Анафора может быть не только словесной, но и звуковой, с повторением

    отдельных созвучий:

    Черно глазую девицу,

    Черно гривого коня!..

    (М. Лермонтов)

    синтаксической:

    Мы не скажем командиру.

    Не расскажем никому.

    (М. С в е т л о в)

    На анафоре может строиться целое стихотворение:

    Почему, как сидишь озаренной,

    Над работой пробор наклонят,

    Мне сдается, что круг благовонный

    Все к тебе приближает меня?

    Почему светлой речи значенья

    Я с таким затрудненьем ищу?

    Почему и простые реченья

    Словно темную тайну шепчу?

    Почему как горячее жало

    Чуть заметно впивается в грудь?

    Почему мне так воздуху мало,

    Что хотел бы глубоко вздохнуть?

    (А. Фет) И. Трофимов

    АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.

    Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и могучая,

    Ты и бессильная...

    (Н. Некрасов)

    А. усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее

    помощью мысль. Иногда по принципу А. построено все произведение («Сон и смерть» А. Фета).

    Л. Крупчанов

    АСИНДЕТОН (греч. asyndeton — несвязанное), или бессоюзие — такое построение речи, гл. обр. поэтической, при к-ром союзы, соединяющие слова, опущены. А. усиливает выразительность

    фразы:

    Прямо дороженька, насыпи узкие,

    Столбики, рельсы, мосты.

    (Н. Некрасов)

    Е. Аксенова

    ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура (см.), в к-рой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их

    эмоционально-смысловой значимости.

    Г. усиливает эмоциональное звучание стиха:

    Не жалею, не зову, не плачу,

    Все пройдет, как с белых яблонь дым.

    (С. Есенин)

    ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей

    своеобразный выразительный оттенок: «Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин).

    А. Головенченко,

    МНОГОСОЮЗИЕ, или полисиндетон (от греч. polysyndeton —многосвязное) — такое построение речи, гл. обр. поэтической, при к-ром увеличено число союзов между словами.

    М. — одна из стилистических фигур (см.). Замедляя речь вынужденными

    паузами, М. подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

    И волны теснятся, и мчатся назад,

    И снова приходят, и о берег бьют...

    (М. Лермонтов)

    Зато и внук, и правнук, и праправнук

    Растут во мне, пока я сам расту...

    (П. Антокольский)

    Е. Аксенова.

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — аналогия, сходство, общность характерных черт; однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений (или частей

    их):

    Твой ум глубок, что море.

    Твой дух высок, что горы.

    (В. Брюсов)

    П. особенно характерен для произведении устного народного творчества

    (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить

    хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

    П. может иметь более широкий тематический характер по содержанию, напр. в

    стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

    Наиболее яркое и многообразное выражение П. получил в романтической

    поэзии нач. 19 в., когда пейзаж утратил свою описательность и приобрел лирически-эмоциональный характер. П. составляет композиционную основу многих стихотворений В. Вордсворта, И.

    Эйхендорфа, А. Шамиссо и даже целых циклов («Зимний путь» В. Мюллера). А. Н. Веселовский Пользовался в этом случае термином «психический П.». В отличие от прямого П., различают П.

    отрицательный, в к-ром, однако, отрицание...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены