Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Собака"

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Собака"

    Собака.

    Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

    Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

    И я тоже гляжу ей в глаза.

    Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

    Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный

    огонек.

    Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

    И конец!

    Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

    Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…

    Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

    И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

    Февраль, 1878.

    Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

    «Собака»

    Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет

    собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о

    незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В

    произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

    Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная,

    неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека:

    «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет

    «трепетный».

    Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на

    огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»

    (метафора).

    В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае

    повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг

    друга.

    Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии.

    Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность

    жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же

    чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

    Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и

    «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

    Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется

    эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в чело...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены