Философские проблемы фантастики

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философские проблемы фантастики

    Государственный комитет Российской Федерации

    по высшему образованию

    Новосибирский государственный

    технический университет

    Кафедра истории и политологии

    Реферат по философии на тему

    «Философские проблемы фантастики»

    Факультет:

    АВТ

    Группа:

    А-513

    Преподаватель:

    Завьялова Наталья Ивановна

    Студент:

    Борзов Андрей Николаевич

    Дата:

    4 июня 1997 года

    Новосибирск 1997

    План

    Введение.

    История возникновения фантастики.

    Фантастика, как способ человека узнать своё будущее.

    Фантастика, как отражение окружающего человека мира.

    Возможность и действительность; случайность и необходимость.

    Грань между предвидением и уходом от реальности.

    Заключение.

    «… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно

    меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы

    преодолеть мир, в котором он живёт, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной».

    А. Эйнштейн.

    Принципы научного исследования.

    Две опасности всегда подстерегают разыгравшееся воображение: оторваться от повседневных слёз и страданий своих собратьев и забыть

    о тех вечных законах, которыми определяется вся наша жизнь. Может быть, поэтому наши соотечественники пытались изобразить чудо как элемент действительной жизни, как силу, с которой

    каждый может столкнуться в повседневности. Это и становится основным направлением в фантастике русских романтиков первой половины

    века.

    Она не была ещё, строго говоря, научной, но истоки следует искать именно здесь: человек пытался разобраться в окружающем мире,

    восполнить изображением недостаток знания, совместить в своих представлениях понятие единства и извечную противоречивость бытия.

    Необычное, вклиниваясь в реальную действительность, становилось органичной частью природы, внутренним миром человека. Оно

    освещало новым блеском противостояние начал добра и зла, подчёркивая чистоту одного и углубляя демоническую сущность второго. Оттенок мистицизма, нередко присущий фантастическому,

    становился дразнящей воображение читателя «изюминкой», сталкивал случайное и неизбежное. Воображаемое облекалось в плоть физически ощутимых реалий, поднимало дух над пошлым бытом.

    Конечно, в злой силе, с которой сталкиваются герои фантастических повестей первой трети

    века, легче всего увидеть одно из воплощений дьявола. Но знаменательно, что полной уверенности в объяснении «чертовщины» не было ни у автора, ни у самих героев. Излюбленный приём

    того времени – двойная мотивировка событий, не дававшая читателю окончательно решить, вмешалась ли в жизнь героя нечистая сила, или они стали жертвой цепи невероятных совпадений.

    Позднее этот приём получит название завуалированной (неявной) фантастики.

    Достоевский назвал «верхом искусства фантастического» повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» именно за то, что читатель до самого конца не находит однозначного объяснения видению

    Германа: «вышло ли это видение из природы Германа, или действительно он один из тех, которые

    соприкоснулись с другим миром, злых и враждебных человечеству духов». Утверждая, что «фантастическое в искусстве имеет предел и правила», Достоевский считал одним из главнейших

    законов необходимость предельного сближения необъяснимого и привычного: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальностью, что Вы должны почти поверить ему».

    Правдоподобие невероятной ситуации может основываться, с одной стороны, на особенностях натуры героя, на анализе условий жизни и

    с другой,– на предвосхищении новейших научных открытий и изобретений, но это более характерно уже для фантастики

    века. В любом случае предметом изображения становится само познание, соотношение интуиции и логики, догадки и расчёта, иллюзорного и истинного. Показательны в этом отношении

    повествования А. Погорельского «Пагубные послед...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены