Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    НОУ «Поиск»

    МОУ «Средняя школа №37 г. Омска»

    ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ

    Н.А.НЕКРАСОВА

    «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

    Выполнил ученик 10 «Б» класса

    Ахмеджанов Аскар

    Проверил учитель русского языка

    и литературы

    Сергеева Татьяна Дмитриевна

    г. Омск 2002-2003 г.

    План.

    Гл.

    Вступление.

    Гл.

    Стиль написания поэмы.

    Гл.

    Творческое использование

    Некрасовым фольклорных мотивов

    поэме «Кому на Руси жить хорошо».

    1 гл. Использование причитаний и песен из книжных источников.

    2 гл. Создание собственных произведений с использованием

    фольклорной

    стилистики.

    3 гл. Использование других видов фольклорного творчества.

    Гл.

    Заключение.

    Гл.

    Список использованной литературы.

    Тема «Фольклор в творчестве Некрасова» неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным

    еще раз вернуться к ней. В многочисленных исследованиях внимание исследователей было обращено главным обра­зом на изучение текстуальных или стили­стических

    совпадений фольклорных текстов и текстов, принадле­жащих Некрасову, на установление «заимствований» и «источни­ков», и т. п. До сих пор, однако, тема не поставлена в литературном

    плане. Ведь мы имеем дело с художником-мастером. Само собою разумеется, что этот художник-мастер, крупная поэтическая индивидуальность, является вместе с тем социальной фигурой.

    Некрасов—поэт рево­люционной демократии, и это определяет характер его поэзии. И естественно,

    было бы интересно исследовать как использует Некрасов фольклорный материал? Какие цели он при этом ставит перед собою? Какой именно фольклорный материал берет

    Некрасов (не в смысле точ­ного определения источников, а в смысле качественной—художе­ственной и социальной характеристики этого материала)? Что он с этим материалом делает (т. е.

    какими композиционными прие­мами вводит его, насколько и как изменяет)? Каков результат его работы (потому что результат этот может не совпадать с субъективными целями художника, т.

    е. художник может и не суметь осуществить свои задачи)?

    Условимся прежде всего, что под фольклорностью мы будем понимать черты традиционного устно-поэтического творчества, а не

    черты живой, разговорной крестьянской речи. Когда Некрасов писал, например:

    Ругательски ругаются,

    Немудрено,

    что

    вцепятся

    Друг

    другу в волоса...

    Гляди —

    уж

    вцепилися!

    Роман

    тузит

    Пахомушку,

    Демьян

    тузит Луку,

    А два

    братана Губины

    Утюжат

    Права

    дюжего,

    всяк свое кричит!

    то это было весьма «народно» с точки зрения интеллигентного чи­тателя и, конечно, достаточно понятно и доступно для читателя-крестьянина, но о фольклорности говорить здесь не

    приходится: это не крестьянская поэзия, а крестьянский язык.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не вполне однородна по своему характеру: если «Пролог», первая часть, «Крестьянка» и «Последыш» рассчитаны почти полностью на крестьянского

    чита­теля, то уже в части «Пир на весь мир» есть главы и эпизоды, из­ложенные совершенно иначе (особенно это приходится сказать о главе

    — «Доброе время — добрые песни»). Для иллюстрации этого можно сопоставить хотя бы две песни из этой части. В главе

    («Горькое время—горькие песни») есть такая песня («Барщинная»):

    Беден,

    нечесан Калинушка,

    Нечем

    ему щеголять,

    Только

    расписана

    спинушка,

    Да за рубахой не знать...

    И т.

    В главе

    можно взять одну из песен Гриши:

    В минуты унынья, о родина мать!

    Я мыслью

    вперед

    улетаю.

    Еще

    суждено тебе

    много

    страдать,

    Но

    ты

    не

    погибнешь,

    знаю...

    Два различных стиля Некрасова (условно говоря, «народный» и «гражданский»), мне кажется, здесь проявляются достаточно ярко.

    Однако в основном поэма написана именно «народным» сти­лем. В связи с этим стоит и широкое использование в ней фоль­клора.

    Фольклорно-сказочный материал, несомненно, вошел в сюжет­ную основу поэмы. Так, говорящая пеночка, вмешивающаяся в спор мужиков и обещающая выкуп за птенчика, —

    образ сказочный.

    Сказочный мотив также скатерть-самобранка, хотя применение ее в поэме Некрасова со­вершенно оригинальное: она должна кормить и одевать му...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены