Формирование жанровой разновидности сатирической комедии "На всякого мудреца, довольно простоты"

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Формирование жанровой разновидности сатирической комедии "На всякого мудреца, довольно простоты"

    Формирование

    жа

    нровой разновидности сатирической комедии „На всякого мудреца

    , довольно простоты\"

    Тип сатирической комедии, характерной дли Островского, складывается в 1868 году в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». В это: пьесе драматург, прославленный как открыватель

    целого пласта русской жизни — купеческого быта, впервые обращается к изображению дворянского общества. Сам материал, выбранный для новой современной пьесы, свидетельствует о большом

    историческом чутье Островского. Реакция дворян

    ства на реформу, социально-политические и нравственные изменения, происходящие в дворянско

    й среде в связи с падением крепостного права

    , - это тема в высшей степени актуальная для конца 60-х годов XIX века. Исторический момент,

    изображенный в пьесе, почти совпадает со временем ее написания: вторая половина 60-х годов. Комедия допускает столь точное приурочение

    благодаря тому, что нарисованные в ней состояние общества, социальное самочувствие и общественно

    е поведение изображенных типов обладают четкостью и достоверностью почти научного исторического анализа

    [1].

    Несмотря на то что реформы сохранили в русской жизни множество феодальных пережитков

    , все-таки это были буржуазные преобразования, и они, безусловно, дали толчок росту и развити

    и в России капиталистических отношений. Возникают различного рода акционерные компании, продолжается и усиливается строительство железных

    дорог. Определенные — и все большие — круги общества охватывает стяжательская лихорадка

    , стремление к наживе овладевает и вчерашними барами, благосостояние которых ранее было обеспечено трудом крепостных. Если еще недавно

    единственным достойным стилем жизни в дворянских верхах считалась барская неторопливость и свобода от какой-либо деятельности, то теперь в моду входит деловитость. Разумеется, эта эпоха

    выдвинула и подлинно «деловых» людей, умевших наживать огромные капиталы, использовать новые, предоставленные временем, возможности обогащения. Но еще больше распространилась

    «призрачная деловитость», пустопорожняя суета и видимость деловой жизни. О настоящем буржуазном дельце Островский вскоре напишет другую

    комедию («Бешеные деньги

    »), а

    «На всякого мудреца довольно простоты» — пьеса, где суетят

    ся мнимые деловые люди. Все герои, кроме

    Курчаева, куда-то спешат, страшно заняты. Даже Мамаев —

    «богатый барин», как сказано в перечне действующих лиц, — хочет казаться деловым человеком.

    Курчаев говорит о нем:

    «...Третий год квартиру ищет. Ему и не нужна квартира, он просто ездит разговаривать, все как будто дело делает. Выедет с утра, квартир

    десять осмотрит, поговорит с хозяевами, с дворниками, потом поедет по лавкам

    пробовать икру, балык, там рассядется, в рассуждения пустится. Купцы не знают, как его выжить из лавки, а он доволен, все-таки утро у него

    не

    пропало даром» (V, 108—109).

    Городулин тоже завален делами:

    Городулин. ... Мне завтра нужно спич говорить за обедом, а думать решительно некогда (V, 129). Или: Городулин. Дела, дела. То обеды, то вот

    железную дорогу открываем (V, 141).

    Особенно модной стала общественная деятельность. Все мечтают влиять на умы, заставить прислушаться к своему мнению. Смешную

    страсть Мамаева подавать советы разделяет и

    Крутицкий. Но ему не интересно поучать кого попало, он хочет советовать правительству и обществу. Прошло время, когда произносили речи в

    салонах, печать в гласность — вот два столпа общественной жизни, о которых столько говорят в пореформенном обществе. И генерал Крутицкий провозглашает: «Прошло время, любезнейший Нил

    Федосеевич, прошло время. Коли хочешь приносить пользу, умей владеть пером» (V, 119).

    Итак, в пьесе Остров

    ского изображен острый, и во многих отношениях переломный момент в жизни русского общества. Думается, не случайно, что в этой пьесе о

    пореформенном дворянстве не оказалось истинно «деловых людей» (кроме Глумова, но о нем речь впереди). Дворяне — это уже прошлое. Не только будущее, но и настоящее им не принадлежит.

    Поэтому Островский изображает не п...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены