Школа и общество в романе Генриха Манна "Профессор Унрат" или "Учитель Гнус"

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Школа и общество в романе Генриха Манна "Профессор Унрат" или "Учитель Гнус"

    Untitled

    Катышев Сергей, гр. 9533.

    Получив тему «Профессор Унрат» я удивился. Удивился в первую очередь

    такой странной фамилией профессора. И сперва, прежде чем разобрать заявленную тему «школа и общество» я начну с интересных фактов перевода самого произведения.

    Итак, я озадачился оригинальным названием романа. И вот что я нашел на

    сайте «Журнальный Зал»:

    «Название романа Г. Манна “Professor Unrat” было переведено на русский

    язык буквально: “Профессор Унрат” и — неверно, потому что слово “профессор” по-русски нельзя применить к герою романа, школьному учителю, а данное ему школьниками прозвище “Унрат” теряет

    по-русски всякий смысл (фамилия героя по-немецки — “Rat”, что значит “советник”, прозвище — “Unrat”, что значит “нечистоты”). Так и существовал этот перевод и переиздавался многократно,

    пока новый переводчик не предложил свое решение. Вместо “профессор” он поставил “учитель”, что может считаться исправлением элементарной ошибки, а прозвище героя образовал по смыслу и по

    ситуации, назвав его вполне русским, ярко экспрессивно окрашенным словом “Гнус”. Пришлось переделать и фамилию учителя — он стал не “Рат”, а “Нус”, вполне немецкое слово, хотя и

    бессмысленное по-русски. Было немало протестов против этого смелого нововведения, которое, конечно, спорно, но очень характерно для стиля этого переводчика. Споры скоро затихли; сегодня

    роман Г. Манна печатается только под названием “Учитель Гнус” и фигурирует в таком виде даже в научных трудах. Точный расчет мастера-переводчика? Удача? Свидетельство таланта? Конечно,

    переводчик шел на риск, но читательское восприятие поддержало его.

    Произведение 1905-го довольно не просто найти, но мне это удалось. И вот

    книга предо мной: проверенная временем обложка, старые, обветшалые страницы. Мне сразу представилось, сколько поколений её уже почитали, тем более будущих юристов. «Ну что ж», подумал я,

    «от этого только интересней».

    …После того как я прочитал книгу я узнал о довольно любопытном событии.

    Оказывается, в 1930 г. роман был экранизирован под названием «Голубой ангел». Экранизацию сделал режиссер Дж. Штернберг, а главную роль исполнил знаменитый немецкий актер Эмиль Яннингс.

    Режиссер хорошо передал атмосферу того времени, эпизоды «в классе» довольно длинные: можно почувствовать себя и в роли учителя, и в роли учеников. Эти эпизоды навеяли воспоминания о

    школе, и вот что оказалось: события прошлого актуальны и в наши дни. И поведение учителя, и учеников в наше время примерно такое же. Раньше просто все было строже, ярко выражено,

    намеренно пафосное, на мой взгляд. На лицо господство учителя над учениками. Сейчас все обстоит несколько иначе, все более сдержанно, демократичнее.

    Итак, перейдем непосредственно к основной теме: «Школа и общество в

    романе «Профессор Урнрат»». Надо четко понимать, что школа и общество нашего времени естественно претерпела некоторые метаморфозы по сравнением с началом XX столетия. Но «основной

    стержень» остался, то есть присутствуют принципы, актуальные и сегодня. Для наглядности рассмотрим модели школы и общества современности, сделанные Карлом Роджерсом и Джеромом Фрейбергом

    (см. таблицу на сл. стр.)

    Конечно же, это субъективное мнение. Я выделю основные моменты на мой

    взгляд. Это, безусловно зависимость школы от общества ,и в свою очередь, общества от школы. Действительно те установки, которые нам предлагают с ранних лет, будут наиболее сильными, и

    срок их действия неограничен. Так есть сейчас, так было тогда, в далеком 1905-ом году, в то время, когда роман был написан. Меня заинтересовало «а откуда это все пошло?». Есть мнение, что

    еще с незапамятных времен, с обучения в церковно-приходских школах.

    Неужели нет альтернативных способов обучения, познания? Оказывается,

    есть. Изучая альтернативные системы образования, я нашел так называемые «парк- школы».

    Речь идет в первую очередь о школах-парках как совокупности открытых

    студий, руководимых педагогами, занимающимися индивидуальной педагогической деятельностью без образования ю...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены