Шпоры по Поэтике или теории литературы

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: Шпоры по Поэтике или теории литературы

    ФОРМЫ ВРЕМЕНИ И ХРОНОТОПА В РОМАНЕ

    img width=\"104\" height=\"46\" alt=\"0x01 graphic\"

    src=\"/cache/files/3762/163480.png\"

    ____________________________

    off-line version

    Бахтин

    Формы времени и хронотопа в романе

    Очерки по исторической поэтике

    Оглавление.

    . Греческий роман.

    . Апулей и Петроний.

    . Античная биография и автобиография.

    . Проблема исторической инверсии и фольклорного хронотопа.

    . Рыцарский роман.

    . Функции плута, шута, дурака в романе.

    . Раблезианский хронотоп.

    VIII

    . Фольклорные основы раблезианского хронотопа.

    . Идиллический хронотоп в романе.

    . Заключительные замечания.

    Процесс освоения в литературе реального исторического времени и

    пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной

    исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности.

    Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений,

    художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе — «времяпространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был

    введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда — в

    литературоведение — почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы

    понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры).

    В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние

    пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в

    движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет

    характеризуется художественный хронотоп.

    Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо

    сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория

    определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен.

    Как мы уже сказали, освоение реального исторического хронотопа в

    литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы

    художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они

    уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет

    историко-литературный процесс.

    В предлагаемых очерках по исторической поэтике мы и постараемся показать

    этот процесс на материале развития различных жанровых разновидностей европейского романа, начиная от так называемого «греческого романа» и кончая романом Рабле. Относительная

    типологическая устойчивость выработанных в эти периоды романных хронотопов позволит нам бросить свой взгляд и вперед, на некоторые разновидности романа в последующие периоды.

    Мы не претендуем на полноту и на точность наших теоретических

    формулировок и определений. Только недавно началась — и у нас и за рубежом — серьезная работа по изучению форм времени и пространства в искусстве и литературе. Эта работа в своем

    дальнейшем развитии дополнит и, возможно, существенно исправит данные нами здесь характеристики романных хронотоп...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены