"Язвы" армейско-офицерского мира и пути избавления от них. (по повести Куприна "Поединок")

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: "Язвы" армейско-офицерского мира и пути избавления от них. (по повести Куприна "Поединок")

    План

    Введение. “Главный девятый вал Куприна“. Полемика вокруг повести.

    . Приговор жестокому и позорному армейскому миру и поиски избавления от “зла\" жизни в повести “Поединок“.

    Жизненный опыт как основа реализма А. Куприна.

    Духовное убожество армейско–офицерского мещанского мира.

    Взаимоотношения офицерства и солдатской массы.

    Пути избавления от

    ЯЗВ

    . Заключение. Значение повести.

    Посвященная Горькому повесть “Поединок“ (1905) – “главный

    девятый вал“ Куприна – одна из самых правдивых и волнующих книг русской литературы начала ХХ века.

    Повесть Куприна, как и произведения

    В.Вересаева (“На войне”,

    “Рассказы

    о войне“), Л. Андреева (“Красный смех”), С. Сергеева – Ценского (“Бабаев”), была откликом на поражение царской власти в войне с Японией

    и отражала недовольство народных масс самодержавием – прямым виновником

    бесславия России, гибели тысяч русских солдат. Повесть создавалась в острое для России время: следовали одно за другим поражения русской армии в Манчжурии, был

    разгромлен русский флот при Цусиме. Это последнее горестное и позорное для России событие определило необычайно “громкое” звучание повести Куприна. Из зарисовок быта захолустного

    армейского гарнизона вставала картина разложения, как всей армии, так и государственной системы России. Хотя писатель начал повесть до русско-японской войны и о этой войне в

    произведении не говорилось ни слова, и действие повести \"Поединок“ происходит в девяностые годы, читатели все же воспринимали ее как непосредственный отклик на происходящие события,

    как

    художественное объяснение причин поражения русской армии на полях и сопках Манчжурии.

    От творческой истории этой повести неотделимо имя А.М.

    Горь-

    кого. Поощряя Куприна на создание повести “Поединок“ Горький говорил:

    “Такая повесть теперь необходима. Именно теперь, когда исключенных за беспорядки студентов отдают в солдаты, а во время демонстрации

    на Казанской площади студентов и интеллигенцию избивали не только полиция, но под командованием

    офицеров и армейские части …“ (7.стр.58). Известно

    также, что Куприн

    много раз бросал “Поединок“, недовольный своей работой. Но, как вспоминал он, “Горький, прочитав написанные главы , при-

    шел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил.”

    Влияние Горького, по словам Куприна определило “все буйное и смелое“ в

    повести.

    Напечатана была повесть в 1905 году в шестом сборнике “Знание“,

    который вышел в свет в дни разгрома русского флота при Цусиме. Правдивое изображение Куприным отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат приобретало

    важный смысл. “Удивительно ли, -

    писала 22 мая 1905 года газета “Слово“, что полк, жизнь которого описывает автор, окончательно провалился на смотру…Удивительно ли, добавим, что мы проваливаемся на большом

    кровавом смотру на Дальнем Востоке, хотя и знаем, что смотрит

    на наши войска не только вся Россия, но и весь свет” (5, стр. 482 )

    То, насколько значима была повесть для периода максимального революционного подъема

    1905 года, говорит и развернувшаяся вокруг нее полемика. На страницах “Русского инвалида“, “Военного голоса“, “Разведчика“ неистовствовала реакционная

    военщина; повесть Куприна оценивалась как фактор “подпольной пропаганды , в которой простой народ натравливается на войско, солдаты – на офицеров, а эти последние на

    правительство.”

    Черносотенцы, атакуя Куприна за его якобы “злостно

    тенденциозный… памфлет на военных, негодовали против сборников “Знания” ,

    которые

    “вычеркивают у нас из списка жизнеспособных одно сословие за другим“.

    “Поединок“ вызвал новую волну нападок на Горького. “Герой

    г. Куприна… мыслит по-горьковски со всеми его специфическими выверта-

    ми

    и радикализмом“, - подчеркивали

    “Московские ведомости”, пользуясь случаем приписать Горькому ницшеанские

    взгляды. По мнению

    “Русского вестника”, близость к

    “великому“ Максиму испортила

    “Поединок“

    “тенденциозными проповедническими страницами“, а в о...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены