Организация и содержание педагогической помощи детям с нарушением слуха

    Дисциплина: Медицина
    Тип работы: Реферат
    Тема: Организация и содержание педагогической помощи детям с нарушением слуха

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    имени М.А.ШОЛОХОВА

    ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ

    Организация и содержание педагогической помощи детям с нарушением слуха

    Реферат

    Выполнила

    студентка ХХХХ курса

    ХХХХХ отделения

    ХХХХХХХХХХХХХХХ

    Проверила

    ХХХХХХХХХХХХХХХ

    Москва 2009

    Содержание

    Клинико-психолого-педагогическая характиристика детей с нарушением слуха.

    Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления

    Организация педагогической помощи

    Список литературы

    Клинико-психолого-педагогическая характиристика детей с нарушением слуха.

    Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей

    и учится говорить. Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он

    может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем

    сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

    Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые

    расстройства, акустические или конфузные травмы и т.д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными или приобретенными. [1]

    Психическое развитие детей с врожденным нарушением слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них

    отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого,

    как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

    При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха

    обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в

    дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Поэтому очень важно ранее начало сурдологической работы с этими детьми.

    Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости,

    эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязательно консультироваться у детского психоневролога, многие из них нуждаются и

    в специальном лечении.

    Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также нуждаются в консультации психоневролога. [2]

    В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха

    определяется при помощи аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры), речевой – для первичной проверки слуха.

    В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушения слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз

    «глухота» ставится при потере слуха до 75-80 Децибел. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот

    (500, 1000, 2000, 4000).

    Глухота

    – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом

    человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано

    оглохшие дети (ранняя глухота), безречевые дети, а также позднооглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.

    Тугоухость

    – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические

    нарушения.

    Тугоухие

    – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

    Р.М.Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б)

    уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения поражения слуха.

    Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

    Глухие без речи (ранооглохшие);

    Глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

    Слабослышащие с развитой речью;

    Слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

    Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то

    речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе

    речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при

    произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные

    мероприятия, тем успешнее развивается речь.

    Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий

    ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики).

    Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего.

    Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха, встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия.

    При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и

    ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают

    остаточный слух.

    По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих

    групп:

    Дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

    Дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата,

    эмоционально-волевой сферы.

    Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью и характером нарушения слуха;

    временем, в котором произошло нарушение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных

    отклонений в развитии.

    Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов:

    Интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

    Активного участия семьи в его воспитании и обучении;

    Потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, комму...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены