Этика как научная дисциплина. Биоэтика
Дисциплина: МедицинаТип работы: Реферат
Тема: Этика как научная дисциплина. Биоэтика
Содержание.
Часть 1
Этика как научная дисциплина
1. Предмет этики.
2. Понятийно - категориальный аппарат.
3. Методология и методы.
4. Специфика этического освоения мира.
5. Место среди других отраслей знаний.
Часть 2
Биоэтика
1.Общие сведения о биоэтике.
2.Клонирование.
3.Эвтаназия.
4.Евгеника.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЭТИКА
Предмет этики.
Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до
н.э. Слово этика происходит от древнегреческого слова
этос - дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.
э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика - это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее
- с 1 в. до
н.э. - получило название Мораль. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова
moss - так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика - наука о морали. Но в
некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность.
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово \"мораль\" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому
большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.
Следует сказать, что и слово \"этика\" первоначально означало то же, что и \"мораль\", и \"нравственность\". До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о
педагогической этике и т. д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово \"этика\" в
настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять эту категорию.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности,
теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической
деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения
человека является \"золотое правило\" нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: \"(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе. \"Золотое правило\" уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском
Махабрате, в Библии, в \"Одиссее\" Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы \"Чего в другом не любишь, того
и сам не делай\".
В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который ввел и сам термин в название своих работ: \"
Никомахова этика\", \"Большая этика\", \"
Эвдемова этика\". Он разделил все науки на три большие группы или категории: теоретические (умозрительные), практические и творческие (созидательные). К первым Аристотель
отнес философию, математику и физику, ко вторым -- этику и политику, а к третьим -- искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наука представляет собой учение о
нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и в личной. Она учит (и приучает) практическим
правилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на
совершенствование его жизни, т. е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и ее назначения. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек
сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле, должном
иущем и т. д.
Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах.
Например,
Гераклид учил, что все совершается по логосу. Отсюда, естественно, было и предположение о том, что поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым,
законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.
В дальнейшем происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью
поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу. Сама эта \"вторая природа\" предстает как результат выбора и
продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен
руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, оракулов, учителей и т. д.). Нравственность это то, что относится ко \"второй природе\", к культурному
пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.
Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной
деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, а также
справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства.
С переходом от полисной организации общественной жизни к крупным государственно-политическим
образованиям типа империи А. Македонского возникают новые представления о нравственности и добродетели. Неустойчивость жизненных условий, неуверенность в завтрашнем дне,
зависимость судьбы индивидов, их жизненного успеха и счастья не только от личных добродетелей, но и
малопредсказуемых жизненных обстоятельств вызвали представления о нравственности как субъективном состоянии. Многие философы стали утверждать, что нравственность есть
некая внутренняя установка, которая не зависит от поведения людей и противостоит им. Широкое распространение получили представления о нравственности, развиваемые стоицизмом,
эпикуризмом и скептицизмом. Стоики, например, понимали под моральностью внутренний покой, достигаемый в результате равнодушно-стойкого отношения к миру.
Эпикуризм считал что счастье человека составляют чувственные и духовные удовольствия, спокойствие и невозмутимость. Скептицизм доказывал необходимость
приниципиального воздержания от определенных суждений, поскольку нормальным психологическим состоянием человека является неуверенность и сомнение.
Многие такие представления...