Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом

    Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом.

    План:

    Понятие об управлении.

    Развитие теории управления.

    Классическая школа управления.

    Поведенческая школа.

    Современные теории управления.

    Менеджмент.

    Руководящие кадры.

    Управлять – значит приводить к успеху других.

    1. Понятие об управлении.

    Термин «управление» - это всеобъемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и

    контроля. В некотором смысле плановые и оперативные решения неразличимы, характерным признаком служит лишь порядок их следования. Будучи не в силах справиться со сложными и трудными

    проблемами, мы склонны заменять их более легкими.

    Собственно, теория управления как наука (в отличие от его определения) возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.

    Причем само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фридерик У. Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых

    компаний – Луис Брандейс в 1910 г. впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы,

    правила и принципы».

    Позднее Лютер Гьюлик, теоретик в области управления 30-40-х годов, заявляет , что управление становится наукой, потому как оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в

    различные теории и потому, что «стремится на системной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти

    системы сотрудничества более полезными для человечества».

    Вполне очевидно, что эволюция теории и практики управления тесно связана с развитием промышленности и науки вообще. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены

    друг с другом.

    2. Развитие теории управления.

    Развитие теории управления и прежде всего управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт, рассматривая теорию

    управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов, выделил четыре этапа в развитии теории и

    практики управления. При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличии от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье,

    ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.

    Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.

    Выделенные Р. Скотом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А. Силадьи, который характеризует теории управления на фоне эволюции среды (прежде

    всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Ждоржа – младшего (таб. 1.1).

    Эволюция мысли о процессе управления.

    Вклад в развитие науки

    Выдающиеся представители

    Внешняя среда

    Классическая школа

    Научное управление; система контроля; хронометраж;

    Изучение движений; функции управления; административная теория

    Гант (1908), Тейлор (1911), Гилберт (1914), Черч (1914), Файоль (1916), Муни и Рейли (!931), Девис (1935), Урвик (1943), Гьюлик (1943).

    Рост размеров организации; рост рынка товаров и услуг; первая мировая война;

    рост влияния профессиональных менеджеров.

    Поведенческая школа

    Партисипативный подход; прикладная мотивация; профессиональные менеджеры; хоторнские исследования; управление в целом.

    Ротлисбергер (1939), Барнард (1938), Мэйо (1945), Друкер (1945), Макгрегор (1960), Ликерт (1961).

    Вторая мировая война; рост профсоюзов; потребность в подготовленных менеджерах.

    Школа управленческой науки

    Исследование операций; моделирование; теория игр; теория решений; математические модели.

    Черчмен (1957), Марч и Саймон (1958), Форрестер (1961), Райфа (1968).

    Рост размеров корпораций,; конгломераты; «холодная война»; спад производства; военно-промышленный комплекс.

    Ситуационный подход в управлении

    Динамическое окружение; органикомеханистическая теория; матричные разработки; социальная ответственность; организационные изменения; информационная система.

    Бернс Сталкер (1961), Вудфорт (1965), Томпсон (1967), Лоуренц и Лорш (1967).

    Расширяющаяся экономика; космическое соперничество; высокотехнологичные продукты; война во Вьетнаме; борьба за гражданские права; рост числа профессий, требующих высокой

    квалификации.

    Табл. (1.1)

    С начала века (т.е. момента зарождения теории управления) и до 60-х годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали

    проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы.

    На таких предприятиях до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.

    Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того

    обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.

    С другой стороны, как это видно в таб. 1.1 имеет место эволюция и в другом направлении – от рационального фактора к социальному. Рациональный (можно назвать – механический ) фактор

    имеет в виду достижение конкретных целей – прежде всего максимизацию прибыли. Исходя из этого построена вся работа организации.

    Закрытая система

    Открытая система

    Фактор

    рациональности

    Вебер

    Тейлор

    Чандлер

    Лоуренс

    Лорш

    Фактор

    социальный

    Мэйо и др.

    Барнард

    Селзинк

    настоящее время

    Уэйк

    Марч

    Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами

    исполнителей, т.е. рабочих и служащих, что, в свою очередь, привело к смещению рационализма в сторону ориентации на человеческий фактор.

    3. Классическая школа управления.

    Основателем классической школы управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» - сколько сделаешь,

    столько и получишь. Однако данный подход к концу 19 – началу 20 века исчерпал себя.

    С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных

    правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен

    статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно

    меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать испо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены