Искусство управления в Древнем Китае

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Искусство управления в Древнем Китае

    Содержание

    1.Введение

    2. Зарождение управленческих идей

    3. Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей

    3.1Даосизм

    3.2 Конфуцианство

    3.3 Моизм

    3.4 Легизм

    4. Заключение

    5. Литература

    1.Введение

    Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок,

    встречающихся на ранних этапах развития науки.

    Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим.

    Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

    - всегда интересно и нужно;

    - позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

    - дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

    - позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

    Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых

    идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

    Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные

    периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.

    2.Зарождение управленческих идей

    Концептуальное обеспечение управления в Древнем Китае представляет собой совокупность представлений, взглядов и учений китайских

    мыслителей той далекой от нас эпохи. Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного

    строительства и проблем взаимоотношения личности и общества. Уже в ранних учениях, отраженных в книге «Шуцзин», древнейшие отрывки из которой берут начало в XIV—XI вв. до н. э.,

    проводится стержневая идея о «тань-мин» — праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачу его более достойному

    Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В

    соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость). Правитель уже сам передает

    власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор пока в них не исчерпается «дэ». Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, его пренебрежительное отношение

    к подданным, нарушение им принципов справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и учреждается новый властный

    цикл.

    На стыке VIII—VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» — правление,

    основанное на силе, и «ван-дао» — правление, основанное на честности. Причем государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения между

    собой по принципу «старший—младший».

    3. Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей

    Своего расцвета управленческая мысль Древнего Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э. В это время

    сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического

    наследия Конфуция (551—479 гг. до н. э.).

    3.1Даосизм

    Важным направлением ранней китайской управленческой мысли является даосизм. Его основоположник — Лао Цзы.

    В отличие от традиционных теологических толкований «дао» как проявления «небесной воли» Лао Цзы характеризует это понятие как

    независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность.«Дао» определяет законы неба,природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и

    естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны.

    Существенная роль в даосизме отводится принципу воздержания от активных действий. Невмешательство выступает в этом учении прежде

    всего как осуждение антинародной активности властителей и богачей, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты

    сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением «дао». Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов».

    Все неестественное (искусственные, надуманные установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму — это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле

    «дао» скорее означало отказ от цивилизации и возвращение к природе, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов.

    Резкой критике Лао Цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, — замечает он, — там растут терновник и

    колючки. После больших войн наступают голодные годы. Победу следует отмечать похоронной

    процессией». Однако восхваляемое

    даосизмом «недеяние» вместе с тем означало также и проповедь пассивности, отказ от активной борьбы народных масс против своих угнетателей и притеснителей.

    Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи консервативно-утопические черты. Лао Цзы призывает к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких,

    разобщенных поселениях с малочисленным населением, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового. Эти аспекты даосизма существенно притупляли остроту его критических стрел в

    адрес реально существовавших социально-политических порядков.

    Основные положения даосизма применительно к управлению включают следующее:

    -даосизм есть философия «недеяния», согласно которой именно бездействие,а не активность, приносит людям счастье и спокойствие;

    -всё сущее развивается, изменяется само собой. Всё сущее есть результат саморазвития;

    -в то же время даосизм — это не отсутствие всякого действия как такового, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципом

    саморазвития.

    Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по

    существу он был первым либералом:

    1. лучший руководитель тот, о котором люди знают лишь то, что он

    мудрый руководитель не делает ничего такого, что тормозит принцип саморазвития, и тогда общество процветает, пребывая в

    гармонии и спокойствии.

    2. Идея ситуативности управления: а)методы и стиль управления выбираются

    б) нет изначально плохих или изначально хороших методов или стилей управления — есть соответствующие

    ситуации или несоответствующие (неадекватные); в) мудрость управленца,искусство управления заключается в способности правильно выбрать метод и стиль управления, соответствующий

    конкретной ситуации (в условиях кризиса нельзя управлять теми же методами, что и при н...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены