Малые предприятия

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Малые предприятия

    __________

    МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТРУДНОСТИ РОСТА

    __________

    А. ВИ

    ДЕ

    ИСКИ

    И, кандидат экономических наук, заведующий сектором

    ИЭ РАН

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

    В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий

    сегодня ча­стный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого

    предпринимательства в общем ко­личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится

    %. Малые предприятия, располагая

    % стоимос­ти основных средств экономики России и

    14% числа занятых, произ­водят

    12% ВВП и дают

    \'/ч всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут­ренних возможностях развития

    малого предпринимательства.

    В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это

    - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада прак­тически во всех сферах российской экономики. По официальным ста­тистическим данным Госкомстата РФ, на

    1.01.1996 г. в России насчи­тывалось

    877 тыс. малых предприятий, на которых было занято

    8,9 млн. человек (по

    среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости

    - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре

    -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл.

    1, 2).

    В развитии малого предпринимательства за последние

    1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов

    для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества за­нятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около

    , то в

    1994 г. прирост числа МП составил лишь

    4%, а в

    1995 г. про­изошло уже снижение их числа на

    2,2%.

    Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые стра­ницы их \"новейшей истории\".

    Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне

    ______________

    Этапы развития малого предпринимательства в России

    Таблица

    1 Отраслевая структура малого предпри

    нимательства (в

    Отраслевая структура числа МП

    Отраслевая

    структура пол­ной численности занятых на МП

    Структура произ­водства продук­ции (работ, ус­луг) по основным отраслям МП

    Промышленность

    14,6

    24,0

    20,0

    Сельское хозяйство

    Лесное хозяйство

    0,05

    0,05

    Транспорт и связь

    Строительство

    16,6

    29,9

    16,3

    Торговля и общественное

    пита

    ние

    42,7

    24,6

    50,5

    Материально-техническое

    снабжение и сбыт

    Информационное обслужи-

    вание

    Общая коммерческая

    деятельность

    Прочая деятельн

    ость в ма-

    териальном производстве

    Бытовые услуги, жилищ-

    ное хозяйство

    Здравоохранение, спорт,

    социальное обеспечение

    Народное образование

    0,04

    Культура и искусство

    0,06

    Наука и научное обслужи-

    вание

    Финансы, пенсионное

    обеспечение

    Прочие

    1,05

    3,15

    Таблица

    2 Р

    егионал

    ьная структура малого предпри

    нимательства (в

    \"/а)

    Экономические районы

    Доля в общем числе МП

    Центральный

    30,5

    в том числе Москва

    20,0

    Северный

    Северо-Западный

    Волго-Вятский

    йтрально-Черноземный

    Поволжский

    Северо-Кавказский

    Уральский

    10,6

    Западно-Сиб

    ирский

    10,5

    Восточно-Си

    бирский

    Дальневосточный

    Виленский

    ________________________________________________________________

    вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет

    средств госбюдже­та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло­вили отношение ветеранов к данному периоду как к \"золотому веку\" малого предпринимательства.

    Действительно, происходило очень бы­строе и легкое накопление капиталов, развивались производство де­фицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных

    тогда бытовых услуг, розничной торговли, об­щественного питания и пр.

    Изнанкой \"золотого века\" было, однако, то, что малые предпри­ятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управля­емых госпредприятий в теневую экономику, в пользу

    полукриминаль­ного и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заклю­чается в том, что средства,

    накапливаемые в малом предприниматель­стве методом

    \"доразграбления\" госсектора, за небольшим исключе­нием практически навсегда уходили из сферы накопления и не ис­пользовались для развития

    национального производства и его инфра­структуры.

    Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про­цессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, вся­чески поддерживаемый правительством процесс бурного

    развития ко­оперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через раз­витие кооперации и малого бизнеса.

    Однако нельзя не заметить, что \"золотой век\" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями

    экономических преобразований, а точнее

    - с неудачной попыткой проведения ре­форм сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключитель­но на аппарат государственной власти и управления. Попытки

    цент­рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто­ра и свободными ценами негосударственных

    предприятий, регламенти­ровать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения на­талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

    Необходим был кардинально иной экономический курс, кото­рый воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой тера­пии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского

    малого предпринимательства.

    1992

    год

    - год шоковой терапии

    - характеризовался самыми вы­сокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприя­тий (в

    2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит фено­менальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализа­ция цен и введение налогового прессинга сильно

    подорвали финансо­вую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой

    - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это

    _______________________

    Этапы развития малого предпринимательства в России

    вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре­одоленный до сих пор.

    Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий

    возросло в

    3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй­ства увеличилось в

    3,1 раза. Затем следуют мат...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены