Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)

    ГЛАВА

    ПОНЯТИЕ

    § 1, Общая характеристика понятии

    Понятие, наряду с суждением и умозаключением, явля­

    ется формой мышления. И притом такой характерной для познавательной деятельности человека, что ее норой опре­

    деляют как понятийное отражение действительности. Мы

    познаем мир, т. е. отражаем его еще и с помощью органов

    чувств, посредством чувственного познания, которое позво­

    ляет нам постигать цвет, запах, вкус того или иного пред­мета, например, яблока, апельсина, вишен, выставленных

    на продажу в магазине или на рынке. Однако существенные

    признаки яблок, апельсинов и вишен, представление о том, что такое плод и почему тот или иной предмет является то­варом, а другой выступает в качестве денег или их эквива­

    лентом, можно получить лишь с помощью абстрактного

    мышления. А последнее немыслимо без понятия. Более

    того, понятия являются опорой суждений и умозаключе­

    ний. Исходя

    из некоторых начальных понятий, человек приходит к последующим, более сложным, строит теории,

    выдвигает гипотезы — проще говоря, мыслит. Умение опе­рировать понятиями является показателем культуры мыш­

    ления и интеллектуального развития личности.

    В логике под понятием подразумевается целостная сово­купность суждений, т. е. мыслей, в которых что-либо утвер­

    ждается об отличительных признаках исследуемого объек­

    та, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в

    то же время существенных признаках этого объекта. Важно

    понять, что признаки бывают существенные и несущест­

    венные. Например, определяя понятие «человек», мы отвле­

    каемся от множества несущественных признаков, характер­

    ных для людей /цвет кожи, глаз, форма головы, носа и т.

    п./, и фиксируем внимание на том, что существенно для

    всех

    нас:

    общественная природа, сознание, способность мыслить, владеть членораздельной речью и проч. Анало­

    гично следует помнить о делении признаков на отличи­

    тельные

    неотличительные

    признаки.

    Прямохождение,

    например, один из признаков, но которому мы отличаем

    человека от всех других живых существ, но более сущест­

    венным, весьма отличительным признаком следует считать

    способность человека изготавливать орудия труда и пользо­

    ваться ими. Отличительным признаком планеты Мерку-

    рий является то, что ее орбита наименее удалена от солнца.

    А существенными и отличительными признаками понятия

    «маркетинг», согласно определению, является комплекс

    мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия но изучению всех факторов,

    оказывающих влияние на процесс производства и продви­жения товаров и услуг от производителя к потребителю.

    Сравни с понятием «менеджмент», под которым подразуме­

    вается деятельность, направленная на достижение опреде­

    ленного конечного результата посредством принятых уп­

    равленческих решений. Естественно, что набор существен­

    ных, отличительных признаков в каждом понятии свой.

    Понятие неразрывно связано с языком и существует

    лишь в языковой форме. Носителем понятий являются

    слова или словосочетания /группы слов/: «книга», «лес»,

    «демократическое правление», «акционерное общество»,

    «валютно-финансоные операции». Слово, обозначающее строго определенное понятие какой-нибудь области науки,

    техники и прочей деятельности людей, называется терми­

    ном: «электрон», «наследственность», «маклер», «карданный

    вал», «ниша» «рынка». Вместе с тем понятие не тождествен­но слову. Существуют слова-омонимы, имеющие различ­

    ное значение, но одинаково звучащие /сопоставьте, к при­

    меру, «ножницы» и «ножницы цен», «голод» и «товарный го­

    лод»/, и слова-синонимы, имеющие одинаковое значение,

    но различно звучащие /«око» — «глаз», «хворь» — «болезнь»,

    «инфляция» — «обесценивание»/. Относительная независи­

    мость слова от понятия видна из того факта, что в разных языках одни и те же понятия регистрируются в различных

    словах. Для иностранного термина «менеджер» можно най­

    ти русский эквивалент — «управляющий», «директор», «ру­

    ководитель» и т. п. А «отдел маркетинга» с известными ого­

    ворками можно назвать «отделом поставок и реализации».

    В каждом понятии имеется содержание и объем. Содер­

    жанием понятия называется совокупность основных су­

    щественных признаков предмета или класса однотипных

    предметов, обозначаемых этим понятием. Например, со­

    держанием понятия «ромб» можно считать свойства опре­

    деленной геометрической фигуры быть параллелограммом и иметь равные стороны. Содержанием понятия «ниша»

    рынка» будет представление об узкой области, месте, еще не

    занятом или недостаточно используемом конкурентами.

    Объем понятия есть отображенное в нашем сознании

    множество предметов, каждый из которых имеет признаки,

    зафиксированные в исследуемом понятии. В зависимости

    от числа предметов /элементов/, входящих в множества,

    последние делятся на конечные и бесконечные. Например, множество планет Солнечной системы, число бирж в Рос­сии и т. п. является конечным, а множество натуральных

    чисел, число звезд во Вселенной и т. п. - бесконечным. Су--

    ществуют понятия, объем которых состоит из единичного

    предмета: «гениальный русский поэт Александр Пушкин»,

    «Евгений Онегин», «Пятигорск».

    Соотношение между объемом и содержанием понятия определяется законом обратного отношения между содер­жанием и объемом понятия, согласно которому с увеличе­

    нием содержания уменьшается объем понятия, и наоборот,

    чем шире объем понятия, тем уже его содержание. Напри­

    мер, в объем понятия «искусство» входят все виды искусст­

    ва: литература, живопись, музыка, архитектура и др. Содер­

    жанием его являются признаки, общие для всех видов ис­

    кусства, не включающие, разумеется, характерных черт

    каждого вида искусства. Раскрывая понятие «архитектура»,

    суживаем объем, но делаем более богатым, широким содер­

    жание, ибо должны говорить не только об искусстве вооб­

    ще, но и трактовать многие проблемы, связанные с зодчес­

    твом: его изобразительные средства, методы, стили, виды, жанры архитектуры и проч. Закон обратного отношения

    между объемом и содержанием понятия констатирует: чем

    меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов, обозначаемых им, и наоборот, чем больше информации в понятии, тем уже круг предме­

    тов, отражаемых понятием.

    Данный закон ставит перед нами проблему возможнос­

    ти расширить или, напротив, сузить объем понятия и его

    содержание. Первая операция называется обобщением по­

    нятия, т. е. переходом от понятий с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Суть операции заключается в том,

    что для понятия находится более широкое по объему поня­

    тие, в объем которого входит исследуемое. Например, обоб­

    щая понятие «звезда», мы включаем его в понятие «небес­

    ное тело». При этом вынуждены отбросить признаки исход­

    ного понятия. Обобщая понятие «менеджер», приходим к

    понятию «человек». Обобщая понятие «человек», приходим к понятию «животное» и т. п. Пределом обобщения высту-

    пают категории — предельно широкие философские поня­

    тия. Операция, обратная обобщен...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены