О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

    О КОЛИЧЕСТВЕ ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТ В.А.МОЦАРТА

    Очень часто, при изучении таких предметов, как «История исполнительства» (старое название «История фортепианного искусства»), можно столкнутся с различного рода путаницей в

    количестве произведений того или иного композитора. Так, например, мы точно не знаем о количестве произведений для клавира или органа Баха, Моцарта и еще целой плеяды композиторов. В

    последнее время идут вполне серьезные разговоры даже о якобы найденных нотах 10-й (!) симфонии Бетховена… Время не всегда – лучший судья. Как наиболее точно передать знания будущим

    педагогам в курсе «Истории фортепианного исполнительства»? Как, не смотря на временную пропасть донести истину, сокрытую в веках до настоящего момента?

    Ответ очевиден: нужно использовать компетентные источники – учебники, методическую литературу и прочее. Все верно. Но бывают моменты спорных утверждений, полученных с разных

    сторон.

    Разберем такой пример. Вопрос: «Сколько собственно фортепианных сонат написано Моцартом?» В курсе «ИФИ» следует обратится к основному учебнику: Алексеев А.Д. «История фортепианного

    искусства» Учебник в 3-х частях. Ч. 1 и 2 изд., доп. – М: Музыка; 1988. – 415 с., нот.

    ISBN 5-7140-0195-8. Процитируем параграф 3 стр.101: «Собственно фортепианных сонат у Моцарта 17. Кроме того, в собрании его сочинений обычно включаются две

    ные сонаты, составленные (по-видимому, не автором) из различных моцартовских произведений». Источник вполне компетентен. Во-первых – данный учебник утвержден в списке

    рекомендованной литературы учебной программы «История фортепианного исполнительства» Министерства образования и науки Республики Казахстан по специальности

    0604002.01 (фортепиано). Во- вторых сам факт компетентности автора учебника:

    Справка: Алексеев Александр Дмитриевич (род. в 1913 г. г.Москва) – рус. сов музыковед, проф.

    Муз.-пед.

    ин-та им.

    Гнессиных, д-р искусствоведения. Источник: Энциклопедический Музыкальный словарь (составители: Б.С.Штейнпресс и И.М.Ямпольский) – Москва – 1966 год.

    Казалось бы, информация исчерпывающая. Однако откроем двухтомное издательство фортепианных сонат Моцарта: «Вольфганг Амадей Моцарт. Сонаты для фортепиано в двух томах под редакцией

    К.Мартинсена и

    В.Вайсмана том

    II – Ленинград, Музыка, 1983». В редакции

    К.Мартинсена и

    В.Вайсмана представлено 19 сонат В.А.Моцарта.

    В нашем случае существует два противоречия со ссылкой из различных источников. Проще говоря: «Написано 17 фортепианных сонат, а играем 19 фортепианных сонат». Как сложилось данная

    нестандартная ситуация? Разберемся в этом, открыв

    й том фортепианных сонат Моцарта редакции

    К.Мартинсена и

    В.Вайсмана. Все сонаты снабжены «Указателями произведений В.А.Моцарта по

    Кёхелю». Обратим свое внимание к сонатам под номерами 15 и 17 (обе

    ные сонаты). Редакторы присваивают следующие номера по

    Кёхелю:

    №15 (

    Мартинсен и

    В.Вайсман): К. № 533/494 – Вена, 1786 и (!) 1788

    №17 (

    Мартинсен и

    В.Вайсман): К. № 547а – Вена, 1788

    В споре двух сторон решает третья. Обратимся к еще одному источнику. Речь пойдет – я цитирую комментарий к книге – о «фундаментальном исследовании, являющимся памятником мирового

    классического музыкознания» –

    Аберт Г. «В.А.Моцарт»., © Издательство «Музыка», 1985 г.

    Во второй книге /часть 2-я/

    ISBN 5-7140-0215-6 приводится «Указатель произведений В.А.Моцарта по

    Кёхелю» (стр. 512 – 543). Найдем № 533 (стр.533). Читаем:

    Allegro

    Andante

    для фортепиано. Обратимся к номеру 494 (стр.531). Читаем: Рондо

    для фортепиано. Заметим: в обоих случаях речь не идет о фортепианной или клавирной сонате! Речь идет о самостоятельных клавирных произведениях, номера которых соответствуют

    ссылкам редакции

    К.Мартинсена и

    В.Вайсмана

    к одной и той же сонате – как ее нам представляют редакторы – под № 15.

    Аберта: «… наиболее отчетливо проявляется стиль этого периода в двух написанных в сонатной форме фортепианных пьесах –

    Allegro

    Andante

    KV 533), которые по неизвестным причинам не были доведены до обычного для Моцарта трехчастного сонатного цикла»

    (курсив цитаты сохранен).

    Далее следует сноска (стр.159 указанного выше исследования) самого

    Аберта:

    «В более поздних изданиях они были объединены с рондо

    KV 494) в полную сонату».

    Причем, напомню: что по

    Кёхелю у указанной сонаты (если ее так называть) нет индивидуального номера – есть № 533 и № 494 (

    Allegro

    Andante

    для фортепиано и Рондо

    для фортепиано). То есть вместо одной фортепианной сонаты – два самостоятельных произведения для фортепиано!

    Что касается номера 547а, то здесь на стр.543 указанного исследования

    Аберта,

    Кёхель делает ссылку: «см.

    135». Обратимся (стр.539) к данному номеру: это соната

    для фортепиано. По этой сонате в редакции фортепианных сонат

    К.Мартинсена и

    В.Вайсмана в предисловии читаем: «… Отсутствующая в новых изданиях известная соната фа мажор № 135 по

    Кёхелю, которую следует рассматривать по

    Кёхелю и Эйнштейну (№ 547а), как авторскую обработку двух частей скрипичной сонаты К. № 547 и рондо фортепианной сонаты К. № 545, снова включена в настоящее издание…».

    Достаточно сравнить

    Rondo сонаты

    («Легкая соната» по

    Кёхелю № 545) редакции фортепианных сонат

    К.Мартинсена и

    В.Вайсмана (стр.117) и

    Allegretto сонаты

    (стр.130) – можно убедится в их схожести, если даже не в одном первоисточнике.

    Аберту (стр.158 в указанном выше источнике). «Обе завершенные фортепианные сонаты, созданные в это время,

    KV 545) и

    KV 570)…»

    (курсив цитаты сохранен).

    Я намеренно прерываю цитату, чтобы обратится к порядку фортепианных сонат Моцарта под редакцией

    К.Мартинсена и

    В.Вайсмана. В последовательность сонат

    KV 545) и

    KV 570) «просочилась» соната

    . 135).

    И вот вновь сноска

    Аберта (стр.158 в указанном выше источнике) о фортепианной сонате

    KV 545): «Ее последняя часть была позднее кем-то посторонним объединена с первой частью скрипичной сонаты

    KV 547). Таким образом возникла еще одна фортепианная соната (

    . 135)».

    Конец цитаты. Выделение – мое (прим. В.В.)

    Но не менее интересен и следующий факт, в отношении сонаты

    KV 570), изложенный

    Абертом (стр.158 в указанном выше источнике): «В печати к ней была произвольно добавлена скрипичная партия». Как говорится – без комментариев. Случайно или нарочно были

    произведены

    такого рода «путаницы» – я не могу пока ответить.

    Не умалив достойное имя В.А.Моцарта, мы пришли к выводу: тех двух сонат, которые «подарили» нам от имени великого композитора составители

    Мартинсен и

    В.Вайсман у Моцарта не существовало. Вернее, данная музыка существовала не как фортепианные сонаты. Отбросив две сонаты из девятнадцати, мы получим число семнадцать: ровно

    столько собственно фортепианных сонат, написанных Моцартом для клавира (фортепиано).

    Далее привожу список собственно клавирных сонат, найденных мною у

    Кёхеля:

    KV 279 C-

    KV 280 F-

    KV 281 B-

    KV 282 Es-

    KV 283 G-

    KV 284 D-

    KV 309 C-

    KV 310 a-moll

    KV 311 D-

    KV 330 C-

    KV 331 A-

    KV 332 F-

    KV 333 B-

    KV 457 c-moll

    KV 545 C-

    KV 570 B-

    KV 576 D-

    Также имеется номер

    KE 547

    со ссылкой на

    . 135 – о ее «...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены