Опера - всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Опера - всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить

    Опера

    (по-итальянски -

    opera

    сочинение) - это сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. В опере объединяются многообразные

    художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные

    сцены. Опера, в которой балетные сцены занимают не менее важное место, чем вокальные, называется

    опера-балет, которая была распространена во Франции в

    XVII - XVIII

    веках («Галантная Индия» Рамо). Изредка этот вид встречается и в более позднее время («Млада» Римского-Корсакова).

    В основу оперы положено

    либретто (по-итальянски -

    libretto

    книжечка) - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу. Открывается опера

    прелюдией (по-итальянски -

    praeludere

    «играть вступление») - небольшим оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Прелюдия может называться также увертюрой, вступлением или интродукцией, что не

    одно и то же, хотя они и имеют много общего. Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров - арий, ансамблей и речитативов. Если опера разделена на акты, то каждый

    акт, кроме первого, может иметь собственный

    антракт - оркестровое вступление к начинающемуся акту.

    Ария

    (по-итальянски -

    aria

    ветер, воздух)- законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии обычно характерна широкая распевность. Для полноты характеристики героя в оперу

    включают несколько различных по содержанию арий. Часто применяется

    ария

    da capo

    форма, в которой третья часть арии является точным повторением первой. Арии может предшествовать оркестровое вступление или речитатив. После арии возможно инструментальное

    заключение, или

    постлюдия. Разновидностями арии является часто встречающаяся в комических операх небольшая по размерам ария -

    ариетта (по-итальянски -

    arietta

    маленькая ария). Она отличается более песенной мелодией и простотой изложения. Кроме того, изредка используются

    ариозо (по-итальянски -

    arioso

    «подобно арии») - небольшие арии свободного построения. Они имеют лирический характер и отличаются от арий меньшей драматической насыщенностью.

    Речитатив

    - род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации (по-итальянски -

    recitare

    декламировать). Строение речитативной мелодии в значительной мере определяется текстом. Различают в музыке 2 вида речитатива -

    сухой речитатив (

    recitativo secco

    , исполняющийся в свободном ритме и поддерживающийся долгими

    отдельными аккордами (образцы в операх Моцарта «Свадьба Фигаро» и Россини «Севильский цирюльник»). Другой тип речитатива -

    аккомпанированный речитатив - более мелодичен, ритмичен и поддерживается насыщенным музыкальным сопровождением. Выдающиеся образцы такого гибког8о и выразительного

    речитатива созданы А.Даргомыжским (опера «Каменный гость») и М. Мусоргским (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»).

    В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже

    XVI - XVII

    веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и

    сопровождались небольшими музыкальными ансамблями. В конце

    XVII -

    начале

    XVIII

    века на этой основе возник жанр так называемой

    оперы-сериа (по-итальянски -

    seria

    серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место

    занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А.Скарлатти и Г.Гендель.

    В середине

    XVIII

    века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы - в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к

    интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».

    Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным

    сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этот вид оперы получил название

    опера-буффа (по-итальянски -

    buffa

    комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения.

    Виднейшие

    авторыопер-буффа - Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью

    развития оперы-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.

    В первой половине

    века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» или

    гранд-опера - весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре - Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк». В борьбе с

    недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы

    Верди создал такие замечательные образцы

    реалистической оперы, как «Травиата», «Риголетто», «Отелло». Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы - подлинно народная, полная волнующей

    жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски -

    vero

    правдивый). Его представители - П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их

    оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.

    Видное место в оперном искусстве

    века заняло творчество Р.Вагнера. Выступая против мишурного блеска «большой оперы», Вагнер создал на основе немецких народных легенд

    музыкальные драмы, наполненные глубоким философским содержанием («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»). Оперы Вагнера значительно

    приближены к драме за счёт того, что Вагнер отказался делить свои оперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия. Вагнер доверил симфоническому оркестру

    важнейшую роль, тем самым достигнув огромной напряжённости симфонического развития. Реформа вагнера оказала большое влияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего

    оперного искусства.

    веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла

    русская опера. Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные

    черты русской оперной классики: высокая идейность,

    художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей в

    веке -

    А.Даргомыжского («...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены