О развитии навыков работы над полифонией

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: О развитии навыков работы над полифонией

    СОДЕРЖАНИЕ

    TOC o \"1-3\" h z

    СОДЕРЖАНИЕ

    PAGEREF _Toc534307517 h

    Вступление

    PAGEREF _Toc534307518 h

    1.Знакомство с полифонией на начальном этапе обучения

    PAGEREF _Toc534307519 h

    2.Развитие

    полифонических

    навыков

    на

    материале полифонии

    И.С.Баха

    Изучение основ стиля музыки барокко

    PAGEREF _Toc534307520 h

    2.1.«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

    PAGEREF _Toc534307521 h

    2.2.Педагогический анализ Менуэта

    moll

    PAGEREF _Toc534307522 h

    2.3.Особенности баховской динамики, ритмики, мелизматики

    PAGEREF _Toc534307523 h

    2.4.Работа над интонированием темы, межмотивная и внутримотивная артикуляция, скрытое двухголосие на материале «Маленьких прелюдий» и «Инвенций»

    PAGEREF _Toc534307524 h

    2.5.Соотношение темы и имитации, темы и противосложения

    PAGEREF _Toc534307525 h

    3.Работа над интонированием тематического материала в стреттных и многотемных фугах

    PAGEREF _Toc534307526 h

    3.1.Общие положения

    PAGEREF _Toc534307527 h

    3.2.Педагогический анализ стретты из фуги

    moll

    (ХТК

    PAGEREF _Toc534307528 h

    Заключение

    PAGEREF _Toc534307529 h

    Список использованной литературы

    PAGEREF _Toc534307530 h

    Вступление

    Работа над полифоническим произведением является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле

    слова.

    Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на

    инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

    Современная фортепианная педагогика с большим доверием относится к музыкальному интеллекту детей.

    Опираясь на опыт Б. Бартока, К. Орфа, педагог открывает перед ребенком интересный и сложный мир полифонической музыки уже с первого года обучения в музыкальной

    школе.

    1.Знакомство с полифонией на начальном

    этапе обучения

    Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию.

    Педагог рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор («подголоски»), варьируя ту же мелодию.

    Взяв, например, русскую народную песню «Родина» из сборника «Юным пианистам» под редакцией В. Шульгиной, педагог предлагает учащемуся исполнить ее хоровым способом, разделив

    роли: ученик на уроке играет выученную партию запевалы, а педагог, лучше - на другом инструменте, так как это придаст каждой мелодической линии большую рельефность, «изображает» хор,

    который подхватывает мелодию запева.

    Через два-три урока «подголоски» исполняет уже ученик и наглядно убеждается в том, что они не менее самостоятельны, чем мелодия запевалы.

    Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником.

    она проводится формально и не доводится до той

    степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как мелодическую линию.

    Очень полезно при этом выучить каждый голос наизусть.

    Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном

    сочетании обеих голосов, что очень облегчает следующий, наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика.

    Для того чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет

    свою образную характеристику.

    Например, обработка Сорокиным песни «Катенька веселая», названная им «Пастухи играют на свирели».

    Двухголосная подголосочная полифония в этой пьесе становится особенно доступной ученику благодаря программному названию.

    Ребенок легко представляет здесь два плана звучности: игру взрослого пастуха и маленького пастушка-подпаска, подыгрывающего на маленькой дудочке.

    Эта задача обычно увлекает ученика и работа быстро спорится.

    Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает интерес к ним, а главное – пробуждает в сознании учащегося живое, образное восприятие голосов.

    Оно-то и является основой эмоционального и осмысленного отношения к голосоведению.

    Подобным способом разучивается и целый ряд других пьес подголосочного склада.

    Их можно найти во многих сборниках для начинающих, например: «Я музыкантом стать хочу», «Путь к музицированию», «Пианист-фантазер», «Школа игры на фортепиано» под

    редакцией А. Николаева, «Сборник фортепианных пьес» под редакцией Ляховицкой, «Юным пианистам» В. Шульгиной.

    Огромную пользу по развитию основных навыков исполнения полифонии в период начального обучения могут принести сборники Елены Фабиановны Гнесиной «Фортепианная

    азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Подготовительные упражнения».

    В сборниках Шульгиной «Юным пианистам», Баренбойма «Путь к музицированию», Тургеневой «Пианист-фантазер» к пьесам подголосочного склада даются творческие задания, например:

    подбери до конца нижний голос и определи тональность; сыграй один голос, а другой спой; присочини к мелодии второй голос и запиши подголосок; сочини продолжение верхнего голоса и так

    далее.

    Сочинение, как один из видов творческого музицирования детей, необыкновенно полезно. Оно активизирует мышление, воображение, чувства, и, наконец, значительно

    повышает интерес к изучаемым произведениям.

    Активное и заинтересованное отношение школьника к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных

    элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация.

    В русских народных песнях «Со вьюном я хожу» или «Дровосек» из сборника В. Шульгиной «Юным пианистам», где первоначальный напев повторяется октавой ниже, можно

    образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым и интересным для детей явлением, как эхо. Малыш с удовольствием ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне ? какой голос

    звучит, как эхо ?

    И расставит (сам) динамику (

    ), используя прием “эхо”.

    Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию («эхо») – педагог, и наоборот.

    Очень важно с первых шагов овладения полифонией приучить ребенка к ясности поочередного вступления голосов, четкости их проведения и окончания, точности нюансировки.

    Необходимо на каждом уроке добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса.

    Исполняя пьесы Б. Бартока и других современных авторов, дети постигают своеобразие музыкального языка современных композиторов.

    На примере пьесы Б. Бартока «Противоположное движение» видно, насколько важна игра полифонии для воспитания и развития слуха учащегося, особенно если это касается

    восприятия и исполнения произведений современной музыки.

    Здесь мелодия каждого голоса в отдельности звучит естественно.

    Но при первоначальном пр...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены