Оратории Йозефа Гайдна

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Оратории Йозефа Гайдна

    Оратории Йозефа Гайдна.

    Реферат студентки 518а группы

    Денисенок Натальи.

    БУК 2000

    Гайдн с К.В.Глюком и

    В.А.Моцартом

    развитии - диалектическое

    содействовало

    место.

    для

    числе лирико –

    эпической

    впечатлений, вынесенных к

    воспроизведению

    впечатлениям

    Особенно

    народного

    уровня, что в ряде разделов оратории Гайдн тяготеет к философской трактовке содержания. Такой подтекст присутствует в последней части оратории

    “Времена Года”, в которой намечена параллель между сменой времен года и течением жизни человека, в оркестровых эпизодах и во вступлении к оратории “Сотворение мира “.

    Оратория: история и теория жанра.

    Оратория (от итальянского oratoria, от латинского

    сценического,

    рубеже

    средневековые

    ритуалу.

    собрания

    вне

    употреблялось ораториями.

    Оратория

    оратория

    духовное

    соединились

    два

    собраний

    жанра

    гомофонным

    том

    Учениками Г.Ф. Гендель

    библейские сюжет.

    Оратории

    лицо

    различна, ария, ансамбль, речитатив, хор

    чередуясь, сопоставляясь. Особое

    роль

    ораториальных

    ораториальной

    поэзия года” (1800).

    Достигнув

    монументальный значения.

    Место и значение оратории в творчестве Гайдна.

    В огромном и многообразном творческом наследии Гайдна хоровая музыка занимает значительное место. Им написано 14 месс, мадрегал для хора и оркестра, известный под названием “Буря”,

    “Stabat Mater”, хоровое сочинение “7 слов Спасителя на кресте” и три наиболее значительных произведения – оратории “Сотворение мира”, ”Времена года”, ”Возвращение Товия”.

    Музыка Гайдна демократична по самому своему существу. Не так уж часто прибегая к прямому цитированию народных напевов, композитор буквально пропитал свои сочинения народно-песенными

    элементами во всем их жанровом разнообразии. Сочинения Гайдна пронизаны интонациями австрийских и венгерских песен и танцев.

    Непосредственное, эмоциональное восприятие композитором сельского быта и природы, наблюдательность и художественная интуиция позволили ему создать впечатляющие музыкальные картины.

    При этом изобразительность музыкального языка многих сочинений Гайдна никогда не воспринимается натуралистически. Это яркая звукопись, врезающаяся в память. С особенной полнотой эти

    черты проявились в двух гениальных ораториях: ”Сотворение мира”, ”Времена года”. В “Письмах о прославленном композиторе Гайдне” Стендаль, уделяя ряд страниц описанию своих впечатлений

    от оратории Гайдна, говорит об изобразительности его музыки, как об одном из примечательных моментов. ”Гайдну всегда будет принадлежать первое место среди мастеров пейзажа” – пишет

    Стендаль.

    Оратории Гайдна были созданы в послелондонский период, в последние годы жизни композитора. Непосредственным поводом к написанию их послужило знакомство с ораториями Генделя, которые

    произвели на Гайдна неизгладимое впечатление.

    Оратория ”Времена года” была закончена в апреле 1801 г. и тогда же исполнена в Вене. Пожалуй, ни одно произведение не приносило Гайдну такого триумфального успеха. ”Времена года” –

    последняя и самая яркая кульминация творчества музыканта, за которой начинается угасание его гения.

    Текст оратории “Времена года” (как и текст ”Сотворения Свитеном ( на основе перевода с английского и обработки материалов тетралогии

    поэм Джеймса Томсона ”The Season” 1726-1730). Согласно воспоминаниям современников, Гайдн жаловался на то, что текст ”Времен года” недостаточно поэтичен и вынуждает его

    иллюстрировать музыкой то, что подобной иллюстрации не поддается. Однако и эти трудности были, по существу, успешно преодолены композитором.

    Оратория ”Времена года” - произведение обобщенно-философского содержания: Гайдн раскрыл в ней свое представление о самых значительных проблемах бытия, о человеке и окружающем его

    мире, о главных ценностях жизни. В таком подходе к жанру оратории композитор следует сложившейся традиции, прежде всего традиции Генделя. Однако само содержание гайдновского

    произведения было ново, впервые в истории жанра он обращался к народным образам, рисовал картины деревенской природы, крестьянского быта. Важнейшая образная сфера произведения – мир

    природы. Картины природы, совершающей свой годовой цикл, получают у него не только красочно-живописное, но и философское толкование.

    Музыкальный язык ораторий близок языку зрелых симфоний Гайдна. Композитор и здесь опирается на народно-жанровый тематизм. Вместе с тем тяготение к описатальности и картинности

    мышления проявились в использовании приемов звукоизобразительности, в красочности оркестровой палитры. Картинность, програмная описательность становится здесь господствующим принципом

    музыкального письма. Этот принцип получит развитие в дальнейшем творчестве Бетховена (в Шестой ”Пасторальной симфонии”), позже в 19 веке - в программно-описательном симфонизме

    Берлиоза.

    Оратория Гайдна связала прошлое (генделевскую традицию) и будущее. Она со всей полнотой выразила настоящее.

    Литература.

    1. А. Альшванг ”Иосиф Гайдн”. ”Музыка” 1974 г.

    2. Ю. Кремлев “Путь Гайдна”. ”Музыка” 1975 г.

    3. Ю. Кремлев “Йозеф Гайдн”. ”Музыка” 1980 г.

    4. Д. Локшин “Зарубежная хоровая литература”. “Музыка” 1966 г.

    сложную

    типа, хором.

    Совершенно

    на

    другая

    возможностей

    явления гроза.

    строфическую

    поэтического формы.

    Схема следующая:

    ТЕКСТ

    Музыка

    каждой

    звучание рисунке имитирующем молнию.

    Гроза,

    передают

    внутренний

    Гайдн

    темы приемов:

    перед

    проведения

    сменой

    своем

    текста

    смятения

    построения

    принципов

    частным, целого деталью.

    Третья

    масштабы, является

    уже безумие.

    Реплики просьбы, мольбы.

    Неустойчивость, частая

    оркестра

    столкновение

    собой

    формы . Включая

    служит

    доминантового монументальность,

    основательность. Изобразительна

    используется

    части

    тип случае:

    мелодии)

    2) ужас, страх,

    беспомощность природы.

    каждый преобразованиям,

    образуя

    линию.

    Язык: Русский

    Скачиваний: 383

    Формат: Microsoft Word

    Размер файла: 233 Кб

    Автор:

    Скачать работу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены