Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова

    Тема, исследуемая в данной работе, получила название “Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы “Псковитянка” Н.А. Римского-Корсакова”.

    Работа состоит из трех основных разделов: 1) Жизненный и творческий путь Н.А.Римского-Корсакова; 2) Характеристика драматургии и музыкального языка оперы “Псковитянка”; 3)

    Особенности музыкального языка и формообразования и хоровых сцен в опере. Завершается работа небольшим заключением, списком используемой литературы, а также нотным приложением.

    В первой главе дается краткий обзор жизни и творчества Римского-Корсакова, его основных художественных взглядов и принципов, которые сформировались под влиянием композиторов –

    “кучкистов” и эстетики реализма. Вторая глава работы раскрывает особенности драматургии оперы, ее тесную связь с операми Мусоргского и Бородина. Опера “Псковитянка” занимает особое

    место в творчестве самого Римского-Корсакова, она мало характерна его художественному и музыкальному мышлению, что и заставляет обратить на нее особое внимание.

    Третья глава обращена непосредственно к хоровым сценам. Это сцена Псковского вече,

    хор из 3-ей картины “Грозен царь идет”, хор, завершающий 3-е действие

    пал Великий Псков”. В этой главе автор уделяет особое внимание значению и роли каждой хоровой

    сцены в драматургии всей оперы, особенностям построения хоровых сцен, а также их отдельных эпизодов ( например, “Сцена Псковского вече”), некоторым наиболее характерным чертам

    музыкального языка композитора. Теоретические тезисы данной главы подкреплены нотными примерами и ссылками на музыковедческую литературу.

    В результате проведенного анализа выявлены некоторый черты стиля композитора, которые были суммированы и вошли в последний раздел – заключение.

    В конце работы дан также список использованной литературы и нотное приложение в которое вошли: хор из

    II действия “Грозен царь идет”, хор из 3-й картины

    пал Великий Псков”.

    Жизнь и творчество Н.А. Римского – Корсакова

    Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908) выдающийся русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик.

    Николай Андреевич родился 6 марта 1844 г. в Тихвине. Музыкальные способности у него проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте он был определен в морской корпус в

    Петербурге. Там же в начале 60-годов он познакомился и завязал тесные творческие связи с балакиревским кружком (“Могучая кучка”), в который входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, а также

    несколько позднее

    А.П. Бородин. Мировоззрение

    художественные

    убеждения

    Римского-Корсакова

    сложились

    эпоху

    освободительного

    движения

    60-х

    годов,

    среде

    передовой

    русской

    интеллигенции,

    прогрессивным

    идеям

    которой

    он

    оставался

    верен

    до

    конца

    жизни. Демократ-просветитель, гуманист, патриот, Николай

    Андреевич

    неутомимо

    боролся

    за

    передовое

    русское

    искусство. Принципиальность, твердая

    воля, высокое

    эстетическое

    сознание, настойчивость

    труде

    борьбе

    за

    свои

    убеждения

    характеризовали

    его

    многогранную

    деятельность. Общение

    Римского-Корсакова с

    балакиревским

    кружком

    было

    прервано

    двухлетним

    кругосветным

    плаванием, которое

    послужило

    источником

    разнообразных

    впечатлений,

    нашедших

    отражение

    его

    музыке.

    своем

    творчестве

    композитор

    неуклонно

    следовал

    традициям

    основоположника

    русской классической

    музыкальной

    школы

    М.И.Глинки, развивая

    обновляя

    их. Николай

    Андреевич

    был

    глубоко

    национальным

    художником

    высказанные

    им

    слова: “ …

    музыки

    вне

    национальности

    не

    существует …

    - подтверждает

    это.

    Один

    из

    важнейших

    принципов

    его

    творчества – народность, проявляет

    себя

    очень

    многопланово: через

    тематику

    произведений, их

    стиль, а так же

    музыкальный

    язык. Интонационные

    корни

    музыки

    Римского-Корсакова

    заложены

    русской

    песне, которую он

    знал

    любил

    детства. “Строй

    народной

    песни, ее

    обороты

    органично

    претворены

    творчестве

    композитора,

    некоторые

    созданные

    им мелодии, сливаясь

    народными

    попевками, неотличимы

    от

    подлинных

    песен”

    Творческое

    наследие

    Н.А. Римского-Корсакова

    обширно. Оно

    включает

    опер, кантаты, романсы, произведения

    для

    хора, симфонии, симфонические

    картины.

    Оперное

    творчество - наиболее

    глубоко

    ярко

    представленная

    часть

    его

    композиторского

    наследия. Первым

    сочинением

    этом

    жанре

    явилась

    опера

    “Псковитянка”,

    написанная

    1871

    году. Пристальное

    изучение

    русской

    народной

    песни

    вызвало

    жизни

    оперы “Майская

    ночь” (по Н. Гоголю, 1879)

    “Снегурочка” (по А. Островскому, 1881),

    отразившие

    увлеченность

    Римского-Корсакова

    национальной

    сказочностью

    языческой

    мифологией.

    Период

    наиболее интенсивного

    творчества

    начинается

    1889

    году

    созданием

    фантастической оперы-балета ”Млада”. За

    ней

    последовали

    опера-колядка

    “Ночь

    перед

    Рождеством” (по Н. Гоголю, 1894), опера-былина

    “Садко” (1895-1896),

    лирические

    оперы ”Боярыня

    Вера

    пролог

    к ”Псковитянке” , 1894)

    “Царская

    невеста” (1898) .

    На

    рубеже

    века

    внимание

    композитора вновь

    привлекает

    опера-сказка,

    но

    под

    воздействием

    новых

    настроений

    русском

    обществе

    она

    приобретает

    иной,

    чем

    прежде, идейный

    смысл. Ирония

    изображении

    незадачливого

    царя

    в ”Сказке

    царе

    Салтане” (по А.С.Пушкину, 1899)

    уступила

    место

    зловещей

    политической

    аллегории в ”осенней

    сказочке”

    ”Кащей

    Бессмертный” (1902),

    затем

    едкой,

    зло

    бичующей

    сатире

    ”Золотого

    петушка” (по А.С.Пушкину, 1907). К

    последнему

    периоду

    творчества

    Римского-Корсакова

    относится

    так

    же

    драматическая

    опера-легенда ”Сказание

    невидимом

    граде

    Китеже

    деве

    Февронии” (1903),

    повествующая

    о древних

    событиях

    эпохи

    татарского

    нашествия.

    Не

    менее значительный

    вклад

    Римского-Корсакова

    русскую

    симфоническую

    музыку.

    Наиболее

    известны: ”Испанское

    каприччио” ,

    ”Шехеразада”,

    симфония

    moll, симфоническая

    картина

    ”Садко”.

    жанре

    камерно-вокальной

    музыки

    им

    создано

    так

    же

    немало

    замечательных

    произведений .

    Большое

    внимание

    своем

    творчестве

    Римский-Корсаков

    уделял

    произведениям

    для хора. Это

    крупные

    формы:

    кантата ”Свитезянка”,

    прелюдия

    кантата ”Из

    Гомера”,

    кантата

    ”Песнь

    вещем

    Олеге”. Это

    хоры

    cappella: ”Тучки

    небесные”, ”Ночевала

    тучка”,

    ”Крестьянская

    пирушка”, ”Ворон

    ворону

    летит”, ”Дайте

    бокалы”,

    ”Вакхическая

    песня”,

    ”На

    севере

    диком”, ”Владыко

    дней

    моих”, ”Татарский

    полон”.

    Большой

    известностью

    пользуется

    сборник

    народных

    песен,

    гармонизированных

    Римским-Корсаковым(”100

    русских

    народных

    песен”).

    Педагогическая

    деятельность

    Николая

    Андреевича оставила

    глубокий

    след

    истории

    русской

    музыкальной

    культуры. За

    тридцать

    семь

    лет

    педагогической

    работы

    Римский-Корсаков

    воспитал

    свыше

    двухсот

    композиторов,

    дирижеров, музыковедов (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов, А.С. Аренский, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский

    другие). Многие

    теоретические

    практические

    аспекты

    музыкознания

    нашли

    отражение

    его

    трудах: ”Практический

    учебник

    гармонии”, ”Основы

    оркестровки”, автобиография ”Летопись...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены