Возрастные особенности музыкальной деятельности ребёнка

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Возрастные особенности музыкальной деятельности ребёнка

    Возрастные особенности музыкальной деятельности ребенка

    Дошкольник

    В импровизационной игре ребенок свободно самовыражается, утверждает себя. Более того, импровизируя, он общается к себе подобным. Общение для него и есть цель, а звуки (кубики) лишь

    средство общения. При такой постановке дела, безусловно, в центр внимания ставятся интересы личностного развития ребенка, а развитие технологии получает прикладное значение. Для

    достижения цели игры дошкольник, как и ребенок любого другого возраста, с природной легкостью, гибкостью, ловкостью овладевает необходимыми средствами, причем значительно качественнее

    ребенка подневольного, для которого такое же достижение может оказаться вымученным. Довольно быстро, через 10-15 уроков, звуки импровизационного упражнения из уровня пред-музыки выходят

    на уровень музыки. Качественный переход можно зафиксировать, когда ребенок за прозвучавшим текстом услышит, отметит для себя подтекст. Тогда на вопросы типа \"О чем эти звуки?\" - он

    словесно опишет образ или программу прозвучавшего текста. Групповая импровизация - исходное в музыке, ее первый росток. Любое из основных понятий легче, естественнее развивать в

    условиях групповой импровизации. Выше уже упоминались \"ритмические\" кубики Л.В.Виноградова. Приведем пример развития другого понятия - формы в музыке. Наименьшая смысловая единица формы

    - мотив, составляющий одну интонацию. Из мотивов состоит первичная форма - вопрос-ответ. Напряжение конца вопроса сменяется его разрешением и смягчением в ответе. Так построены стихи

    для самых маленьких. В такой же форме сами дети двух-четырех лет наговаривают иногда даже непонятные слова, созвучия слогов, лишь бы выстроить ритмизированную двухдольную форму

    вопроса-ответа. Поначалу удобно складывать такую форму в музыке именно не в одиночку. Если обращаться с одним и тем же вопросом-рефреном к нескольким участникам импровизации и получать

    разные ответы-эпизоды, рождается форма рондо. Трехчастная форма АВА потребует большего контраста срединного эпизода с крайними частями. Форма вариации рождается так же органично. Каждый

    из участников импровизации может предложить свой вариант темы - штриховой, регистровый, ладовый и т.д. В групповом музицировании оказывается возможным введение еще совсем неопытных

    музыкантов даже в начала сонатной формы. На практике это выглядело так. Дети словесно сочиняли какую-то историю. Педагог организовывал их сочинение, задавая каждому по очереди вопросы:

    \"О ком наша история (рассказ, сказка)?\", \"Кто еще в ней участвует?\", \"Где, когда, в каких условиях это происходило?\", \"Каким после этого стал главный герой?\", \"Что изменилось у другого

    действующего лица?\", \"Чем окончилась история?\" На следующем этапе все вместе обсуждали выбор художественных средств: на какой струне, в каком диапазоне играть, какие штрихи и другие

    выразительные средства необходимы для музыкального портрета, картины, очередного эпизода. После этого сообразно выбору участников, их техническим возможностям раздавались задания на

    сочинение каждого из эпизодов. В итоге сообща проигрывалась музыкальная версия истории.

    Однажды героиней очередной импровизированной сказки оказалась Яна (6 лет), одна из учениц группы. Музыкальный портрет Яны \"нарисовала\" ее подруга Алиса (6 лет), технически и

    музыкально более продвинутая. Следующий урок, как обычно, начинался с исполнения желающими домашнего задания. Оно включало либо сочинение нового, либо выучивание какой-нибудь пьесы по

    выбору самого ученика. Сразу же после предыдущего урока Яна решила подготовить к следующему занятию свой музыкальный \"портрет\". Ее мама, журналистка, рассказала, что 6-летняя дочь весь

    вечер учила пьеску, на следующее утро, когда мама взяла ее на работу в редакцию, Яна продолжала упражняться и там. Плакала \"крупными слезами\" оттого, что не все получалось так, как

    хотелось, но продолжала учить \"Яну\".

    На следующем уроке на вопрос: \"Кто хочет сыграть домашнее задание?\" она первой подняла руку и немало удивила своего педагога, благополучно исполнив сложную для себя пьесу. Я привожу

    этот случай, как пример горячей заинтересованности ребенка в результатах своих действий. Если бы пьесу такой сложности ей назначил педагог, это было бы завышением программы. Работая над

    такой пьесой, ребенок утонул бы в технических деталях. Но в нашем случае пьеса была придумана в присутствии Яны ее ближайшей подружкой, да еще посвящена ей! Понятно, что нашлись у Яны

    желание, упорство и воля для достижения цели. Важнейшие личностные качества Яны в этом учебном эпизоде развивались особенно интенсивно. Начальные импровизации - упражнения в каждом

    понятии музыки, а также инструментального действия - состоят из однородных элементов. Развитие, т.е. усложнение, происходит в них за счет количественных, но не качественных изменений.

    Достаточно трех-пяти уроков, чтобы импровизации усложнились и дети синтезировали в ней уже несколько понятий. Тогда освоение нового элемента проходит в условиях, когда закрепляются

    другие.

    Например, можно предложить ученику импровизацией закреплять терцию, оговорив при этом, что текст играется штрихом мартле и должен излагаться в простой трехчастной

    форме. Так первичные \"атомы\" понятий складываются во все более укрупняющиеся и усложняющиеся \"молекулы\".

    Тот же самый принцип действует и в дозвуковой период освоения инструмента. Один из \"атомов\" \"молекулы\" может быть инструментальным. Двухтактовая, по две четвертых в такте,

    ритмическая импровизация, основанная на сочетании ТА и ТИ-ТИ. Вместо расставленных цветных кубиков - разнообразные движения руки со смычком. Упражнение состоит из таких

    элементов-\"атомов\", как закрепление двигательного приема, чувства формы и ритмической импровизации. Интерпретация в дошкольном возрасте, конечно, возможна, но пока она вторична. Если

    ученик умеет импровизировать в пределах кварты четвертными и восьмыми, то сыграть пьесу типа \"Петушок\" М.Магиденко четвертями в диапазоне терции он, безусловно, сможет. Принципиально

    важно, чтобы элементы скрипичного и музыкального развития впервые схватывались (осваивались) через ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте - через импровизацию. Итак,

    возможность импровизировать в дошкольном возрасте несомненна, как несомненна и польза таких занятий для личностного и музыкального развития ребенка. Может возникнуть вопрос: а каким

    способом дошкольник познакомится с произведением для интерпретации и разучит его? Отвечая на него, в первую очередь нужно отметить \"устный\", фольклорный, не зафиксированный в нотах

    способ передачи ребенку текста. Дошкольнику по нотам играть сложно. В этом возрасте игра по нотам провоцирует ошибки. Она перечит природе возраста. Как правило (исключения всегда

    найдутся), дошкольный возраст не предрасположен к игре по нотам.

    Увидев ноту, музыкант должен:

    1) внутренним слухом услышать соответствующее ноте звучание;

    2) найти в своем двигательном репертуаре движение, результатом которого и будет искомое звучание;

    3) полученный звуковой результат сравнить с предслышанным, и если п...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены