Готовность детей к обучению в школе 8-го вида (для детей с нарушениями интеллектуального развития)

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Готовность детей к обучению в школе 8-го вида (для детей с нарушениями интеллектуального развития)

    Преподаватель: Блинова Т.Ю.

    Исполнитель: Увадьева, 511гр.

    ГОТОВНОСТЬ

    ДЕТЕЙ

    ОБУЧЕНИЮ

    ШКОЛЕ

    8-го ВИДА.

    ( для детей с нарушениями интеллектуального развития)

    Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития детской психологии как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни

    развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности на этапе школьного

    детства.

    Основными компонентами психологической готовности к школе являются: умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с

    учителем.

    Воспитание психологической готовности к обучению в школе – одна из главных задач специального дошкольного воспитания. Решение её предполагает не только привитие умственно

    отсталому ребёнку навыков адекватного поведения на занятии: умения слушать учителя, находить способы выполнения заданий, соотносить полученный результат с поставленной целью,

    оценивать свою работу, но и включает в себя широкий социальный контекст. Для того, чтобы дошкольник смог достаточно органично, естественно перейти из условий детского сада в школу он

    должен быть элементарно подготовлен этически, нравственно. По-другому, нужно научить такого ребёнка ориентироваться не только в мире вещей, но и в мире человеческих отношений,

    осознать взаимозависимость людей, понять элементарную логику простейших социальных отношений ответственности.

    Решающая роль в подготовке к школе принадлежит социальной среде, условиям воспитания и обучения. При этом воспитание и обучение должны носить развивающий характер, т.е.

    максимально способствовать развитию познавательных возможностей ребёнка, формированию его личностных качеств, социальных потребностей и интересов.

    Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению осуществляется в основном в специальных дошкольных учреждениях. Основные требования к физическому, умственному и

    нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта определены в «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста». Там же определены и основные

    требования к усвоению детьми определённых знаний, умений, навыков.

    Готовность такого ребёнка к школьному обучению включает в себя несколько компонентов:

    умственная готовность предполагает сформированность предпосылок к учебной деятельности (умение принять задание, инструкцию и самостоятельно руководствоваться ею; степень владения

    некоторыми элементарными учебными навыками; осуществление звукового анализа слова, навыка чтения и подготовленности руки к письму);

    мотивационная готовность, включающая в себя: наблюдение, беседу, познавательный интерес и познавательную активность;

    эмоционально-волевая готовность – основной показатель эмоционально-волевой сферы, к которой относятся: владение основными правилами поведения, умение правильно реагировать на

    оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу и преодолевать трудности;

    сформированность коммуникативной деятельности, к которой относятся: умение строить свои отношения со сверстниками и новыми взрослыми, умение удерживать внимание на уроке, уроке

    общения и адаптация к школе.

    Методика на изучение умственной готовности к обучению в школе

    Задания:

    На выявление уровня представлений об окружающей действительности, которое проводится в виде беседы:

    1-я серия вопросов: как тебя зовут? сколько тебе лет? – ребёнок называет свою фамилию, свой день рождения, адрес и т.д. сколько лет тебе будет на следующий год? и т.п. – вопросы,

    направленные на выявление представлений о социальных явлениях.

    2-я серия вопросов, направленные на выявление представлений о природе: время года(последовательность, сколько месяцев в году)т.п.; обращать внимание на принятие ребёнком задачи,

    проявление интереса или соскальзывание им с заданном темы.

    количественные представления: «группировка по образцу»(подготавливается восемь пар картинок, где изображены предметы с разным количеством: в 1 группе должны находиться предметы по

    одному, а в др.группе – предметы по нескольку штук); инструкция «Посмотри внимательно, сейчас будешь раскладывать картинки в два ряда – такие (показывая на картинку с одним кубиком) –

    сюда, а такие –сюда (показывая с множеством таких же предметов) , но ребёнок раскладывает вторую серию уже самостоятельно, а первую – возможно с помощью.

    После выполнения задания, взрослый спрашивает: «расскажи, какие картинки здесь, а какие – здесь?» Параметры оценки: нормально развивающиеся дети ориентируются на количество

    предметов, в речевом плане обобщают принцип группировки, а дети с интеллектуальными нарушениями задание принимают, но не сразу понимают условие задачи. Дети с более тяжелыми

    нарушениями ориентируются на другие признаки (цвет), либо не выполняют задание вовсе.

    Проверка памяти: конструирование по памяти из 7-и элементов (ребёнок

    запоминает образец и воспроизводит постройку по памяти).

    Проверяется уровень мышления и состояние связной речи (ребёнку дается сюжетная картинка со

    содержание картины должно быть близко опыту ребёнка, отражающих смену года и события, связанные с предположением).

    Здесь же обращается внимание на построение фразы: использование союзов, предлогов и т.д.,согласование

    слов в предложении и т.п.

    Готовность руки к письму – задание: «продолжи строчку» и т.д. Способность ребёнка улавливать чередование – свидетельствует об элементах логического мышления, а также выявляется

    состояние мелкой моторики.

    Проверяется воображение: задание «дорисуй…»,«дом-дерево-человек».

    Школьное обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития, позволяющего ребёнку выдержать увеличившуюся нагрузку. Ребёнок должен перейти к новому режиму

    работы, сна и адаптироваться к новым социальным условиям.

    Поскольку значительное количество детей с нарушениями интеллекта поступает из специальных (коррекционных) дошкольных учреждений в специальные (коррекционные) школы, особое

    значение для адаптации ребёнка приобретают навыки самообслуживания. Между тем педагоги специальных школ зачастую отмечают, что дети, поступившие в первый класс, не умеют достаточно

    быстро и правильно одеваться, раздеваться, аккуратно есть, причёсываться, следить за своим внешним видом и т.д. В то же время известно, что при постоянном внимании к воспитанию

    навыков самообслуживания к старшему дошкольному возрасту у детей формируются все необходимые умения и навыки: одевания, раздевания, еды, пользования туалетом, содержания личных

    вещей.

    Для того чтобы ребёнок вошёл в новый режим, включился в новую деятельность, важной предпосылкой является организация и темп деятельности. Ребёнок должен уметь вовремя включиться

    в работу, уметь переключиться с одного задания на другое. Всё это формируется в специальном дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения.

    Другой необходимой предпосылкой к усвоению школьной программы является наличие у ребёнка с...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены