Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

    РЕФЕРАТ

    НА ТЕМУ: «ДЕТСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

    Написала:

    студентка 4-го курса

    очно/заочного отделения

    факультета иностранных языков

    Чернова А.П.

    Проверила:

    Данилова А.М.

    МОСКВА

    2006 г.

    План

    Введение

    Девиантное поведение у детей

    Детский алкоголизм

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного

    ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с

    девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных

    семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

    На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем,

    практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации

    подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

    Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие

    традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у

    детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое

    участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает

    5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

    Девиантное поведение у детей

    Отклоняющимся (девиантным) поведением

    принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).

    Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы

    психического здоровья, права, культу­ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта­ции (психической,

    социально-психологической, средовой).

    Под отклонениями в поведении детей и подростков

    пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают

    воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки,

    истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности,

    окружающим его людям, обществу в целом.

    Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

    социаль­но-педагогической запущенностью, когда ребенок, подрос­ток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний,

    уме­ний, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте­реотипов поведения;

    глубоким психическим дискомфор­том, вызванным неблагополучием семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными

    неуспехами, несло­жившимися взаимоотношениями со сверстниками в кол­лективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учи­телей,

    товарищей по классу и т.д.;

    отклонениями в со­стоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и други­ми причинами физиологического и

    психоневрологическо­го свойства;

    отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутстви­ем позитивных и

    значимых социальных и личных, жизнен­ных целей и планов;

    безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смеще­нием социальных и личных ценностей

    с позитивных на негативные.

    Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подрос­тков,

    развивающаяся на фоне равнодушного, невниматель­ного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают

    чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объ­единению, кооперации, самоорганизации на основе еди­номыслия, общности судьбы, интересов и

    склонностей.

    Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных

    ориентации, этических норм и эстетических вкусов способ­ствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отра­жается на их

    поведении, на формировании личности, соци­ального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и

    медицинской помощи де­тям и подросткам.

    Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с

    различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления

    отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, без­личным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным

    ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и мо­ральных

    границ, ослабление социального контроля способ­ствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего пове­дения в подростковой среде.

    Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымыва­ние общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе

    чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Имен­но в этом направлении ведется формирование, развитие со­ответствующих потребностей,

    ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через сред­ства массовой информации).

    Потребительская ид...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены