Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе

    Сыктывкарский Государственный Университет

    Химико-биологический факультет

    Реферат по педагогике на тему:

    «Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе»

    Работу выполнил и оформил

    студент 230 группы СГУ

    johhhn

    online

    Сыктывкар 2001

    План реферата:

    Введение.

    §1. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и

    понятия.

    §2. Учёт психологических особенностей в реализации индивидуального воспитания.

    §3. Учёт возрастных особенностей в использовании индивидуального подхода.

    §4. Недостатки индивидуализации обучения. Пути разрешения проблем.

    §5.

    Требования,предъявляемые к педагогу при реализации индивидульного воспитания.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Введение.

    Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное

    взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять

    свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические

    особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого,

    выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.

    Таким образом, хотелось бы подробнее изучить данную проблематику, рассмотрев как психологические аспекты, так и особенности, связанные с возрастной спецификой учащихся. Именно

    этому (минуя приамбулу, включающую чисто понятийный характер),

    и посвящены соответственно второй и третий параграфы данной работы. В четвертой части реферата будут рассмотрены

    трудности и недостатки индивидуального подхода в воспитательном процессе, а также

    пути разрешения этих вопросов. В преддверии заключения, затронем требования, предъявляемые к педагогу, работающему в сфере индивидуального воспитания и

    обучения.

    §1. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия.

    Индивидуализация

    понимается рядом авторов

    как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципов

    индивидуализации, строящихся на индивидуальном подходе как дидактическом принципе

    в процессе обучения.

    Во втором десятилетии прошлого века на фоне духовной депрессии, вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое распространение индивидуальная психология, в основе

    которой лежит идея компенсации т.е. преодоления биологической слабости человеческого существа. Данное направление в психологии оказало сильное влияние на западную педагогику,

    социологию и психологию .

    Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета

    индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить

    процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками

    учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться

    высокого уровня обучения каждого ученика.

    Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной

    группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и

    поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в

    обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

    Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее

    намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его

    позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.

    В этом

    и состоит понимание индивидуального подхода.

    В педагогической теории

    индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из

    общепедагогических и дидактических принципов. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического

    учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот

    признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом,

    тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

    Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов,

    различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

    Индивидуализация обучения определяется как «организация процесса обучения» – любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся: 1) от минимальной модификации и

    групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала; 3) использование индивидуального обучения по всем предметам,

    по части предметов, в отдельных частях учебного материала.

    Индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу учителя и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых школ, но требования массовой школы сделали

    его бесперспективным. До некоторых пор он использовался в работе с учеником на дому из-за болезни или работе с особо одаренными. На современном этапе, несмотря на все стремления

    педагогики перейти на индивидуализированное обучение данный способ обучения по ряду причин остается невозможен в практическом применении.

    Наиболее же ёмкое определение индивидуализации обучения дала Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и

    методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.

    Инге Унт также считает, что на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной

    практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

    учиты...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены