Ознакомление с окружающим дошкольников с нарушением зрения

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Ознакомление с окружающим дошкольников с нарушением зрения

    РЕФЕРАТ

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    Выполнила:

    учитель-дефектолог

    МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №87

    Большакова Людмила Владимировна.

    г. Чита.

    2007 год.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение.

    стр

    Глава

    . Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование)

    стр

    Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения.

    стр

    Распределение материала по разделам программы.

    стр

    Перспективный план работы. Вторая младшая группа.

    стр

    Перспективный план работы. Средняя группа.

    стр

    Перспективный план работы. Старшая группа.

    стр

    Перспективный план работы. Подготовительная к школе группа.

    стр

    Примерные конспекты занятий.

    стр

    Глава

    . Особенности коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушением зрения.

    стр

    Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения.

    стр

    Условия полноценного психического развития ребенка в условиях зрительной глазной патологии.

    стр

    Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

    стр

    К вопросу организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

    стр

    Глава

    . Охрана зрения в дошкольном возрасте.

    стр

    Направления тифлопедагогической работы с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста.

    стр

    Гигиена зрения.

    стр

    Гимнастика для глаз.

    стр

    Приложения.

    стр

    Литература.

    стр

    ВВЕДЕНИЕ.

    Дошкольники с амблиопией и косоглазием - это дети с особыми

    образовательными

    потребностями и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения.

    Следует отметить, что количество детей со сложной структурой дефекта возрастает с каждым годом. В связи с этим педагогам необходимо изучать дефектологию, психологию, специальные

    коррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности.

    Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые - тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис

    (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980),

    Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в

    закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с

    нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.

    Косоглазие - не только косметический дефект. Оно приводит к нарушению зрительных функций, прежде всего, бинокулярного зрения, а также травмирует психику ребенка, снижает

    работоспособность и ограничивает профессиональные возможности. Функциональные нарушения зрения обусловливают возникновение зрительной депривации, которая особенно опасна в детском

    возрасте, когда ребенок активно познает окружающий мир. Современными научными исследованиями выявлено отрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной, на состояние корковых

    отделов головного мозга. Поэтому амблиопию и косоглазие следует рассматривать не как нарушение периферического, а как нарушение центрального порядка. В то же время доказана

    принципиальная возможность влияния специально организованного образовательного процесса на состояние коры. Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям, искажению

    «чувственного опыта», схематизму. При соответствующей организации и управлении процессом познания у слабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно, нарушения, вызванные

    амблиопией и косоглазием, могут быть в значительной степени нивелированы, а значит, слабовидение не является непреодолимым препятствием для полноценного развития детей с глазной

    патологией.

    Успешность психофизического развития дошкольников с нарушением зрения предполагает необходимость целенаправленной разработки программы и способов управления, реализации программы в

    ходе формирования системы представлений об окружающем мире. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с нарушением зрения:

    В ходе формирования системы представлений различного предметного содержания и сложности при правильной организации и управлении процессом формируются объективно закономерные

    предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной деятельности. При проведении коррекционно-педагогической работы отчетливо проявляются групповые различия в психофизическом

    развитии дошкольников с нарушением зрения как по характеру динамики формирования понятий, так и по уровню их сформированности в зависимости от качества обучения при однозначных

    дефектах.

    Многие исследования показали, что не всегда создаются благоприятные условия для психофизического развития детей с нарушением зрения. Часто окружающие относятся к слабовидящим холодно

    и презрительно, дают почувствовать слабость, неловкость, дефективность. При таком отношении окружающих ребенок с зрительной патологией впадает в угнетенное настроение, становится

    подавленным, забитым, утрачивает интерес к какой бы то ни было деятельности, к жизни вообще, делается вялым, равнодушным. Иногда на развитии слабовидящего вредно отражается, напротив,

    чрезмерная жалостливость окружающих. Ему высказывают постоянные сожаления, за ним усиленно ухаживают, ни шагу не дают сделать свободно, и он становится неспособным к какому бы то ни

    было напряжению, усилию, делается слабым, инертным, безвольным. И в том и в другом случае умственные интересы падают, умственная работа замирает, умственная жизнь тускнеет и блекнет.

    Тифлопедагог должен всегда иметь в виду эту опасность и всеми силами содействовать нормальному психофизическому развитию детей с нарушением зрения.

    Объективная действительность при дефектах зрения наиболее адекватно отражается в форме понятий и закрепляется в виде знаний. Понятие – это обобщенное и опосредствованное знание об

    объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях отношениях. Понятия тесно связаны

    с представлениями – образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязь понятий и представлений, выражающаяся в том, что на основе

    общих представлений формулируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованию представлений, с одной стороны, свидетельствует о единстве чувственного и логического

    познания, а с другой – указывает на то, что нарушения на одном уровне отражения неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при нарушении зрения,

    отражается в области мышления, в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оп...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены