Педагогическая теория

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Педагогическая теория

    Первые педагоги-технологи были, по-видимому, в Древнем Египте и Вавилоне.

    Они первыми столкнулись с повторяемостью операций в педагогическом

    процессе, выработали отдельные «технологические» приемы.

    Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский

    (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии –

    гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи

    Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической

    машиной».

    В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая технология». Первым детищем

    этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили

    последующие этажи педагогической технологии, стало программированное

    обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и

    последовательная, поэлементная процедура их достижения. В философский словарь предлагают следующее определение технологии: «Набор

    и последовательность операций, выполненных с помощью данной техники в

    каждом данном определенном производственном процессе».

    Долгое время считалось, что применительно к педагогике термин «технология»

    не «работает», т. к. характеризует процессы, происходящие в промышленном

    производстве.

    Но «технологизировать» можно любую человеческую деятельность при условии

    повторяемости ее элементов и масштабности осуществления, поскольку это

    создает подходящие экономические условия для создания специального

    оборудования.

    «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит

    целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать

    это

    исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации

    образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих

    образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов

    и материалов, а также посредством оценки применяемых методов»

    (М.В.Кларин).

    «Технология обучения представляет собой область применения системы

    научных принципов к программированию процесса обучения и использованию их

    в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку

    она ориентирована в большей степени на учащегося, а не на

    на проверку сложившейся практики (методов и техники

    обучения) в ходе эмпирического анализа и широкого использования

    аудиовизуальных средств в обучении, определяет практику в тесной связи с

    теорией обучения» (Ф.Янушкевич).

    «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических

    установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов,

    способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм,

    карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность

    достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и

    навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или

    нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть

    организационно-методический инструментарий педагогического процесса»

    (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология нацелена на

    формирование личности. Педагогическая технология использует в качестве теоретического инструмента системный анализ. Она как бы переводит

    общие теоретические основы обучения, которые в виде принципов и закономерностей формулирует общая дидактика, в систему норм и указаний, как именно надо проектировать педагогические

    системы и осуществлять на практике эффективные дидактические процессы в тех или иных условиях. Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии. Вершиной

    всякой системы является цель, которая должна быть диагностична (проверяема и измеряема), реальна, конструктивна.

    Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а

    педагогическую практику, включающую творчество учителей, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемым

    позитивным

    результатом.

    Воплощение технологического подхода в построении конкретных систем

    обучения. Среди создателей высокоэффективных педагогических систем можно назвать имена Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Д.Локка, А.С.Макаренко,

    В.А.Сухомлинского и др. В 1970–1980-е гг. педагогические системы создали

    Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др.

    Вопросы педагогических технологий помогают учителям отвечать на извечные вопросы: какая цель должна быть достигнута и какова

    последовательность ее реализации? В результате рождаются вариативные способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых функционирует

    технологический инвариант: цель – средства – правила и последовательность их использования – результат.

    В основе технологии естественного обучения (ТЕО) лежат идеи коллективного

    способа обучения (КСО). Свое название ТЕО получила потому, что способ

    организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается

    как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства. Дидактическое назначение технологии – изучение новой темы, закрепление знаний по большому разделу

    курса, а также их повторение и обобщение. Наиболее прогрессивные системы обучения (коллективная и адаптивная) базируются на теории поэтапного формирования умственных действий

    (П.Я.Гальперин), деятельностном подходе к обучению (А.А.Леонтьев), социально-конструктивистской теории (Л.С.Выготский) и теории обучения (В.К.Дьяченко).

    2. Выготски

    Л.С.Выготский «Психология искусства». Одна из основных идей, обсуждаемых в книге, состоит в том, что «искусство есть уничтожение формой содержания», т.е. художественное

    произведение это поле, на котором идет борьба, результатом которой является преодоление свойства художественной материи с помощью литературной формы.

    Раскрывая эту мысль, Л.С.Выготский пишет, что «в художественном

    произведении всегда заложено некоторое несоответствие между

    материалом и формой, что автор подбирает как бы нарочно трудный

    материал, такой, который оказывает сопротивление своими свойствами

    всем стараниям автора сказать то, что он сказать хочет». (с. 207)

    Задачу автора Л.С.Выготский видит не в том, чтобы раскрыть свойства

    материала, а как раз наоборот преодолеть эти свойства так, чтобы

    «житейскую муть заставить звенеть и звенеть как холодный весенний

    ветер». В наличии катарсиса Л.С.Ввыготский видит причину притягательности

    искусства для человека. Переживания зрителя носят именно катарсический характер. Так «в трагедии высший момент и торжество зрителя совпадает с высшим моментом гибели героя» .

    Аналогично в комедии катарсис состоит в смехе зрителя над слезами героя комедии. Таким образом, можно заключить, что привнесение эстетического в

    жизнь всегда будет связано с наличием противоречий, и красота будет состоять в том, как эти противоречия преодолеваются. Когда исчезают противоречия, исчезает и

    красота.

    3. Школа Диалога Культур (Библер)

    Философская логика Нового времени не только была о науке, но и сама

    стремилась (в этом ее основной парадокс), выходя за пределы науки, все же

    — композиционно и формально — подражат...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены