Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

    МГУ им. М.В.Ломоносова

    Факультет философии

    Педагогические идеи

    Яна Амоса Коменского

    Студентки 3 курса с/о

    Ткач Л.Б.

    Москва 2004

    Содержание

    TOC \\o \"1-3\"

    Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского………………

    Принцип природосообразности………………………………………..

    Гуманизм в трудах Яна Коменского……………………………………

    Дидактические принципы Яна Коменского……………………………

    Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского………………….

    Использованная литература………………………………………………

    Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

    Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских

    братьев. Учился в Гернборнском

    и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После

    Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше,

    Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

    Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей

    рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

    Отличительной чертой

    педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных

    отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни

    повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

    Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

    Принцип природосообразности

    Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

    Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип

    природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

    Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых

    идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы –

    целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

    В искусстве воспитания это означает – развивать то,

    что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу:

    «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям,

    Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

    При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства

    собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это

    «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

    На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его

    универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека.

    Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

    Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

    Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

    детство

    - от рождения до 6 лет включительно

    отрочество

    - от 6 до 12 лет

    юность

    - от 12 до 18 лет

    возмужалость

    - от 18 до 24 лет

    В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется

    юность, помимо

    указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

    Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

    Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа

    родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или

    гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

    В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый

    возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого,

    Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

    Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому

    «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной

    и благочестивой жизни.

    Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует

    Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

    Столь же естественно и необходимо, считает Коменский,

    в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение

    «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов,

    всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).

    «Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются

    к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены