Причастие и деепричастие

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Причастие и деепричастие

    (С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)

    В рамках проекта \"Работай головой!\"

    ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

    В кругу частей речи русского

    языка

    глагол

    занимает

    цен-

    тральное положение, так как обладает наиболее разветвленной

    сис-

    темой форм и грамматических значений, которые в совокупности опре-

    деляют важнейшие особенности построения и

    функционирования

    рус-

    ских предложений различных типов.

    Одними из основных форм глагола являются причастие и деепри-

    частие.

    Основное направление в изучении причастий - это

    целеустрем-

    ленное введение в

    речевую

    практику

    соответствующих

    причастных

    конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи. Эта

    важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия са-

    мого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматичес-

    ких особенностей.

    Для раскрытия понятия причастия

    необходимо

    найти

    наиболее

    подходящую синтаксическую базу. Такой базой может послужить

    наг-

    лядное сопоставление синтаксических синонимов типа \"снаряд, кото-

    рый летит - летящий снаряд\".

    Наблюдая образованные глагольные формы и

    сопоставляя

    их

    исходными, ученики , направляемые учителем, обращают внимание

    на

    то, что данные формы сохраняют значение вида и времени, но

    вмес-

    те с тем получают окончания прилагательных и, как прилагательные,

    изменяются по родам, числам и падежам.

    Таким образом, причастие обозначает

    действие,

    представляет

    его в виде признака предмета.

    Для укрепления синтаксической базы в понимании лексико-

    грамматической сущности причастия учащимся дается задание

    преоб-

    разовать в причастия еще ряд сочетаний

    слова

    \"который\"

    гла-

    гольными формами настоящего и прошедшего времени. При этом

    особо

    - 2 -

    подчеркивается необходимость сохранения \"ся\" в структуре

    причас-

    тия.

    После ознакомления с

    общим

    понятием

    причастия

    необходимо

    особо остановиться на образовании падежных форм причастий мужско-

    го, среднего и женского рода, а также множественного числа,

    учи-

    тывая ,что данные формы чужды речи учащихся, у которых нет естес-

    твенной практики в образовании падежных форм

    причастий.Трениров-

    ка должна начинаться с задания , требующего образовать

    устно,

    затем записать формы всех падежей для данных словосочетаний

    при-

    частия с существительным.

    дидактический

    материал

    включаются

    причастия настоящего и прошедшего времени, в том числе и

    причас-

    тия с \"ся\" , например , \"звенящая струна, изменяющийся голос\".

    Продолжая эту работу ,

    ученики

    перспективно

    знакомятся

    причастным оборотом и особенностями его употребления в речи.

    Необходимо обратить внимание на то, что причастие

    зависи-

    мым словом стоит перед определяемым существительным

    просит

    перестроить предложение таким образом ,чтобы причастие с

    зависи-

    мым словом стояло после определяемого

    существительного.Причастие

    с зависимыми словами

    называется

    причастным

    оборотом.Причастный

    оборот , стоящий после определяемого существительного,

    устной

    речи выделяется паузами, а на письме запятыми.

    Умение безошибочно отличать выделяемый причастный оборот

    от

    невыделяемого начинает формироваться

    процессе

    неоднократного

    повторения .

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

    СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

    ПРИЧАСТИЯ.

    ОБРАЗОВАНИЕ

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И

    ПРОШЕДШЕГО

    ВРЕМЕНИ. КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ.

    - 3 -

    Объясняя значения действительных и страдательных

    причастий,

    учитель снова может обратиться к синонимическим отношениям ,

    ко-

    торые наблюдаются между причастиями и

    сочетаниями

    личной

    формы

    глагола со словом \"который\". Ученикам предлагается 2 таких

    соче-

    тания со словом \"который\" в в именительном и винительном падежах.

    Эти сочетания учащиеся преобразуют

    действительные

    страда-

    тельные причастия , после чего

    по

    вопросам

    учителя

    выясняются

    смысловые различия ними и дается определение и тому и другому

    Действительные причастия представляют в виде

    признака

    дей-

    ствия, совершаемого самим предметом.страдательные причастия пред-

    ставляют в виде признака

    действия,которому

    подвергается

    данный

    предмет со стороны другого предмета.Уточняя дополнительные

    призна-

    ки страдательных причастий,необходимо подчеркнуть, что при них мо-

    жет быть

    зависимое

    существительное

    или

    местоимение

    твори-

    тельном падеже (земля,

    освещенная

    солнцем),

    обозначающее

    дей-

    ствующий предмет.

    После ознакомления с различиями между действительными и стра-

    дательными причастиями учащиеся

    записывают

    несколько

    примеров,

    находят в них причастные обороты и оприделяемые

    существительные,

    ставят нужные знаки препинания и указывают действительные и стра-

    дательные причастия.

    Переходя к изучению правил формообразования причастий,

    учи-

    тель сообщает ученикам о том что действительные

    причастия

    обра-

    зуются от переходных так и от непереходных

    глаголов,

    страда-

    тельные причастия только от переходных глаголов и

    что

    причастия

    имеют только настоящее и прошедшее время, а

    будущего

    времени

    не

    имеют. Затем учащимся объясняются

    правила

    образования

    действи-

    тельных причастий на основе составления схемы формообразования.

    - 4 -

    Пример.Действительные причастия

    - настоящее время:

    - прошедшее время:

    кричать - кричавший.

    Необходимо знать, что от глаголов несовершенного вида

    обра-

    зуются причастия настоящего и прошедшего времени,

    от

    глаголов

    совершенного вида - только прошедшего времени, так как такие

    гла-

    голы вообще не имеют настоящего времени.

    Характеризуя средства и

    способы

    образования

    страдательных

    причастий, используют также формообразовательные схемы.

    Пример.Страдательные причастия

    - настоящее время:

    - прошедшее время:

    рассказать - рассказанный.

    Иногда для образования

    страдательных

    причастий

    настоящего

    времени используется суффикс \"ом\" (вести - ведут - ведомый). От

    большинства глаголов несовершенного вида

    не

    образуются

    страда-

    тельные причастия прошедшего времени ( бросать - бросаемый).

    Основной вид самостоятельной работы, формирующий быстро

    об-

    разовывать страдательные причастия,- это нахождение

    данных

    форм

    от подобранных учителем

    переходных

    глаголов.

    Очень полезно самостоятельное нахождение всех возможных

    для

    данного глагола форм действительных и страдательных причастий.

    В изучении образования и употребления кратких

    форм

    страда-

    - 5 -

    тельных причастий

    форму, которая позволила бы учащимся самостоятельно встретиться с

    краткими причастиями в процессе выполнения грамматических заданий.

    Такой платформой

    может

    быть

    задание,

    требующее

    преобразовать

    неопределенно-личную конструкцию с прямым

    дополнением

    формой

    прошедшего времени переходного глагола в

    конструкцию

    кратким

    страдательным причастием.

    ПЕРЕХОД ПРИЧАСТИЙ В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

    Явление перехода

    причастий

    прилагательные

    существи-

    тельные раскрывается на материале сравнения следующих словосочетаний:

    - учащиеся дети - лучшие учащиеся.

    Здесь причастия перешли в качественное прилагательное и в

    сущес-

    твительное.

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЙ.

    В завершающий этап работы по изучению причастий...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены