Роль игры в воспитании ребенка

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Роль игры в воспитании ребенка

    Содержание

    Введение

    Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому

    Игра – это мост между взрослыми и детьми

    Игра – как средство общения детей

    Символическая игра

    Виды игр

    Сенсорные игры.

    Моторные игры

    Игра-возня.

    Языковые игры.

    Ролевые игры и имитации.

    Роль игры в психическом развитии ребенка

    Влияние игры на общее развитие ребенка.

    Игра и научение

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным

    образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Упомяну лишь

    некоторые из этих исследований: исследования С. Л. Новоселовой; исследования Н. Д. Соколовой, посвященные возможности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей и ее влиянию

    на ход их развития; исследования Н. Я. Михайленко об условиях формирования сюжетной игры на стыке раннего и дошкольного периодов; работы К. Я. Вольцис (Вазиной). В них выяснялось

    значение игры для коррекции взаимоотношений между детьми в группах.

    Конечно, это не все исследования. Однако, даже если прибавить к перечисленным и другие, все же приходится констатировать, что

    психолого-педагогические исследования дошкольной игры не занимают еще в общем балансе исследования по проблемам дошкольного детства достойного места.

    Возможно, это определяется тем, что и в повседневной практике дошкольного воспитания игра все еще не занимает того места, которое

    должно было бы ей принадлежать, если принять положение, что ролевая игра является ведущим типом деятельности детей в этот период.

    Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому

    Вопрос о значении игры для формирования детского общества, а тем самым и для формирования у детей черт общественности и

    коллективизма, остается и до настоящего времени исследованным недостаточно. Вместе с тем этот вопрос является центральным для педагогического использования игры.

    Вопрос этот тесно связан с природой игры. Игра есть деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те

    отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни и, прежде всего при осуществлении своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование

    отношений, в которые вступают взрослые люди между собой в процессе осуществления своих реальных общественных функций, является единственно доступным для детей средством ориентации в

    задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности. На это указывал уже Л. С. Выгодский, говоря, что «игра есть арифметика социальных

    отношений».

    Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. Необходимо

    договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении вовлекаемых в игру предметов; распределить между собой предметы в

    соответствии с взятыми ролями, в ходе осуществления замысла игры подчиниться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях определяемых сюжетом игры, контролировать

    свое поведение и поведение своих товарищей по игре.

    Таким образом, самоорганизация, требуемая сюжетно-ролевой игрой, близка по своей форме общественной организации трудовой деятельности

    взрослых. Особо следует подчеркнуть, что при распределении ролей устанавливается не техническое разделение труда, а общественно-функциональное. Та организационно-деловая деятельность,

    которую дети осуществляют до начала игры и в процессе ее осуществления, есть коллективная деятельность, объединяющая детей единым сюжетом и совместным его воплощением. Именно эта

    организационно-деловая сторона игровой деятельности, осуществляемая самими детьми, и создает своеобразное детское сообщество.

    Л. С. Выгодский уже давно указывал на то, что основной тракт развития игры идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытым в

    ней правилом к играм с открытым правилом и свернутой игровой ситуацией. Это положение достаточно подтверждено экспериментально и остается верным. Однако, в связи с выделением в игре

    организационно-деловой стороны, есть основания выдвинуть еще одно предположение. Развитие сюжетов детских игр требует более продуманной организационно-деловой стороны этой

    деятельности, начинающей занимать все большее место и больше времени, вступая в противоречие с собственно разыгрыванием сюжета, которое в силу этого принимает все более свернутый

    характер и выступает как сокращенные и обобщенные смысловые изобразительные действия. В относительно сложной по сюжету игре ребенку то и дело приходится переходить от

    организационно-деловых отношений со своими партнерами по игре к игровым. И эта постоянная смена позиции происходит не один раз. В связи с этим играющая группа детей выступает как

    коллектив, осуществляющий единый для всех замысел. Может быть, развитие организационно- деловой стороны игры есть один из важнейших путей формирования коллективистических черт

    личности, а тем самым еще один важный путь, подготавливающий ребенка-дошкольника к школьному обучению.

    Одним из основных положений теории психического развития ребенка в детской психологии является признание ведущей роли деятельности в

    этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее

    ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает

    в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.

    Попытаемся подойти с этой точки зрения к игре, имея в виду ее развернутую форму - совместную сюжетно-ролевую игру дошкольников. В ней

    можно выделить три основных аспекта, удовлетворяющих обозначенным выше условиям.

    Первым требованием, обращенным к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, является действие во внутреннем воображаемом плане. Этот

    момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Так, Ж. Пиаже говорит о развитии в игре символической функции, А. Н. Леонтьев о наличии воображаемой

    ситуации, Д. Б. Эльконин - О формировании плана представлений. При этом, как известно, характерной особенностью игры является применение в ней внешних действий замещения

    (использование игровых предметов-заместителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы

    при образовании действий внутреннего плана.

    Сюжетно-ролевая игра требует, далее, от ребенка определенной ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена

    на их воспроизведение (Д. Б. Эльконин). Она создает внешнюю модель таких взаимоотношений, выступающую в виде взаимоотношений, разыгрываемых самими детьми. Наблюдения за играми детей и...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены