Социальное воспитание в процессе становления личности

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Социальное воспитание в процессе становления личности

    РГУФК

    РЕФЕРАТ

    на тему: «Социальное воспитание в процессе становления личности»

    Испонитель

    Студентка 3 курса

    5 факультета 1 группы

    Короткова И.С.

    Москва 2004

    В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя

    все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.).

    Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

    Развитие человека- очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему

    организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей

    определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка-

    не только сложный, но и противоречивый процесс- означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

    В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками,

    посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта.

    Для нормального развития ребенка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою

    очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

    Важную роль при развитии личности ребенка играет внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов,

    которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

    Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. В процессе развития

    происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

    Социальное и биологическое в человеке- не две параллельные независимые друг от друга составляющие.В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что

    исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора- наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

    Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп

    и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

    Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда

    закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

    Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот

    процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

    Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую

    социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения,

    компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

    При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают,

    относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт

    может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

    ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

    В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную

    среду, в общество в целом.

    С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия.

    Среда – это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности

    людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в

    определенной

    степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его

    поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

    Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется

    тем, какую позицию он занимает в обществе.

    Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет

    человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии

    называется социальным статусом.

    Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими

    факторами, Такие статусы обычно называются врожденными. Другие же определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно. Например, статус социального педагога получает

    человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или

    приобретенном.

    Статус определяет поведение человека в обществе в том смысле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так, как ей хочется, а в

    соответствии со своим статусом. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения. Такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом

    человека, называется социальной ролью.

    Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены