Структура педагогических способностей преподавателя
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Реферат
Тема: Структура педагогических способностей преподавателя
Оглавление
Введение
Определение способностей
Требования реформы к профессионализму труда педагогов
Структура педагогических способностей
Результативность педагогического труда и уровень способностей
Влияние способности на формирование педагогической
компетентности
Влияние способностей на педагогическую умелость
Способность к перестройке в деятельности в условиях реформы
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического. Реформа общеобразовательной и профессионально-технической школы направлена на
повышение качества деятельности выпускников в условиях общественного производства. Она вызвана потребностью общества в людях, любящих труд и умеющих трудиться творчески,
ответственна дисциплинированно, без брака. Реформа и рассчитана на подготовку таких людей.Она предусматривает создание новых объективных условий труда педагогов и
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объективные изменения в функционировании педагогических систем (ПС) произойдут по следующим направлениям:
изменятся цели ПС. Общеобразовательная школа будет давать профессию. Но в условиях соревнования с ней профессионально-техническая школа должна будет готовить
высококвалифицированного рабочего широкого профиля, имеющего основательную общеобразовательную подготовку, превосходящего выпускника школы профессиональной устойчивостью, творческой
изобретательностью, ответственностью в работе с материалом, инструментом, в отношениях с производственным коллективом;
изменится содержание учебной информации. Оно обновится как в общеобразовательной, так и в профессионально-технической школе. Уже известно, что для той и другой будет определен
единый уровень образования. Вместе с тем программы будут учитывать профессиональную направленность учащихся. На его базе начнется поиск вариантов профессиональной направленности
общенаучной и общеобразовательной подготовки. В педагогические системы придут новые учебные планы, программы, учебники, а это, в свою очередь, повлечет за собой необходимость
перестройки системы знаний, прежде всего самих преподавателей;
изменятся средства педагогической коммуникации, то есть средства, формы и методы педагогического воздействия. Главным средством воспитания станет производительный труд, который,
как это прекрасно показал А. С. Макаренко, будет средством подлинно эффективным, если, во-первых, он особым образом организован, и, во-вторых, если он сочетается с правильной
организацией нравственного воспитания учащихся;
изменятся формы и методы педагогического воздействия вследствие того, что ПС вступят в новые взаимоотношения с общественным производством;
в какой-то мере изменится и сам объект педагогического воздействия
— учащиеся, вследствие того, что дети начнут учиться с шестилетнего возраста. Более цепкая память у шестилеток обеспечит формирование у них более прочного фонда знаний,
навыков и умений не только в начальных, но затем в средних и старших классах;
изменятся требования к уровню профессионализма педагогов, в том числе руководителей ПС, преподавателей и мастеров производственного обучения, в частности вследствие того, что
более высоко будет оплачиваться административная и вся педагогическая работа. Материальное обеспечение получит аттестация отдельных преподавателей и поощрение целых педагогических
коллективов. Все это повлечет за собой увеличение напряженности педагогического труда вследствие необходимости субъективной
, перестройки знаний, навыков, умений, отношений, самой личности
.. педагога.
Прежде всего, потребуется переосмысление целей деятельности преподавателями и учащимися: как сделать общеобразовательные, естественнонаучные и профессионально-технические
дисциплины средствами формирования всесторонне развитой личности, владеющей профессией, как уложиться с новыми задачами в отведенное время, которого явно недостаточно. Субъективная
трудность перестройки будет обусловлена тем, что реформа рассчитана на углубление, расширение, упрочение знаний, навыков, умений, интенсификацию аккумулирования важнейших достижений
научно-практического знания в процессе преподавания. Новые программы и
, учебники потребуют от педагогов своеобразного переучивания:
творческого осмысления нового и реконструирования старой системы знаний. Это тоже будет связано с преодолением сложившихся стереотипов. Поскольку на службу системе образования
придут новые средства, формы и методы педагогического воздействия и важнейшим средством воздействия станет труд, педагогам придется овладевать новыми средствами педагогической
коммуникации. Даже уменьшение количества учащихся в классах, деление учащихся на две группы по целому ряду дисциплин создаст, с одной
стороны, лучшие условия для индивидуального подхода, а с другой
— для более высокого уровня мастерства в его осуществлении.
Наконец, вследствие того, что обучение детей начнется с шестилетнего возраста, в целях лучшего управления их учебно-познавательной, коммуникативной и трудовой деятельностью
потребуется накопление новых социально-психологических знаний о них, об их поведении в группе и коллективе, о психологии усвоения ими учебных дисциплин, чтобы воздействие сделать
более целенаправленным и результативным.
В этих условиях наименее безболезненно перестроятся самые талантливые педагоги и потому их опыт окажется необычайно ценным не только для тех педагогических коллективов, в
которых они работают.
В связи с этим в условиях реформы проблема педагогических способностей, одаренности, таланта приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
В настоящей брошюре мы рассмотрим следующие вопросы: современные требования педагогических систем к профессионализму труда учителя, определение и структуру педагогических
способностей, .критерии оценки уровня продуктивности педагогического труда и способностей, их взаимосвязь с общими и другими специальными способностями, формирование педагогических
способностей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н.
Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности
были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, А. И. Щербакова, Н. Г. Кушкова и других,
Почти во все учебники психологии вошло определение способностей, данное Б. М. Тепловым и позднее почти полностью принятое Н. С. Лёйтесом. Способности они определяют как
индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.
Б. М. Теплов особое внимание уделял включению трех обязательных признаков способностей: под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие
одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые...