Общественно-политические учения в Древней Греции

    Дисциплина: Политология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Общественно-политические учения в Древней Греции

    Общественно-политические учения в Древней Греции.

    1. Демокрит и его учение об обществе и государстве.

    Видное место в составе учения Демокрита занимает этика. Демокриту удалось в блестящей литературной форме выразить свои этические взгляды, общие со взглядами передовой части греческой

    рабовладельческой демократии конца 5 в. до н. э.

    Этическое учение Демокрита определяется основными чертами его политического учения. Аксиома и основа этики Демокрита -мысль, что свободный грек - не изолированная от общества

    единица, а гражданин города-государства (полиса). Хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно с ним

    вместе и все гибнет. Поэтому интересы государства должно ставить выше всего остального; должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось. Положение это верно для всякого государства, и

    врага государства следует убивать во всяком государственном строе.

    Наряду с указанным, необходимым для всякого государства условием его существования Демокрит формулирует и такие нормы политического поведения, которые необходимы для граждан уже не

    любого государства, а наилучшего. Таким наилучшим государством Демокрит считал демократию.

    По Демокриту, преимущества демократического строя настолько велики, что в демократическом полисе даже бедность лучше, чем богатство в монархии. Однако неоспоримые преимущества

    демократии не дает. Демокрит ясно видит это - абсолютной гарантии того, что избранными всегда и во всех случаях окажутся только лучшие из граждан. Демокрит видел, что и современных ему

    полисах при частой смене выборных лиц бывшие правители, ушедшие с занимаемой ими должности, нередко терпели преследования со стороны лиц, которые во время их правления были привлечены к

    ответственности за совершенные ими преступления. Демокрит хотел создать в демократическом государстве условия, которые обеспечили бы твердость и безопасность демократических правителей

    в соблюдении и в защите демократической законности. Поэтому наряду с требованием гарантий безопасности для выборных правителей, честных в исправлении государственных обязанностей,

    Демокрит подчеркивает, что выборные

    лица, хорошо выполнявшие свои функции, не должны ожидать за это похвал - так же, как странно было бы хвалить тех, кто возвращает вверенные им на хранение деньги: ведь начальствующее

    лицо избирается не для того, чтобы дурно вести дело, а для того, чтобы хорошо вести [см. 54, II, Гг. 265, §. 114; 38, с. 319].

    Демокрит не делает умственное превосходство и подготовку к управлению государством привилегией высшей касты или класса. Он полагает, что качества, необходимые для гражданина,

    создаются воспитанием, обучением. \"Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться\" [54, II, (г. 59, §. 7Г);

    38, с. 322]. Но Демокрит не ограничивает круг воспитываемых исключительным классом, поставленным над обществом. Во-первых, указывает он, задатки разумности свойственны и тем, кто не

    получил обучения. Во-вторых, все хорошее, на что способен человек в годы зрелости, зависит не от его \"природы\", не от происхождения, а от воспитания: \"Больше людей становится хорошими

    от упражнения, чем от природы\" [54, II,(г. 242) §. 109].

    Демокрит хорошо понимал, что общественно-политическая жизнь не есть уже \"природа\" в непосредственном смысле. Политическая деятельность - то, что человек добавляет к \"природе\". Но

    Демокрит не в силах правильно разграничить в человеке черты, данные ему природой, и вторичные черты - результат выработки и воспитания в обществе. У Климента приводится цитата из

    Демокрита, где Демокрит говорит: \"Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает человека, и нет никакой разницы, быть ли таковым, вылепленным от природы, или от

    времени и от учения быть преобразованным в такой вид\" [51, IV,151; 38, с. 321]. По-видимому, Демокрит, как догадывается Дильс, полагал, что учение перестраивает человека и, преобразуя

    его, создает ему новую природу.

    2. Антифонт о естественном праве.

    Софисты учили побеждать противника в тяжбах и спорах. Адвокатов тогда не было. Само слово \"софист\" переводится как знаток, мастер.

    Об Антифонте известно немного. Его упоминает, в частности, Плутарх в \"Жизнеописании десяти ораторов\". Как и Гиппий, Антифонт занимался науками (астрономией, метеорологией,

    математикой). Антифонт думал, что все возникло из вихря, что все едино, что в действительности нет ни вещей, ни времени, что \"время- [наша] мысль или мера, а не сущность\" [ДК 87(80)

    В9т]. Сочинения Антифонта - \"Истина\", \"О согласии\".

    Более известно об этическо - политических взглядах Антифонта. Они оригинальны. Для Антифонта, как и для Гиппия, веления природы и требования закона антагонистичны. Источник всех бед

    в том, что законы заставляют людей поступать вопреки своей природе. \"[В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы

    меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными когда можно не быть таковыми\". А это все оттого, что \"многие

    [предписания признаваемые] справедливыми по закону, враждебны природе [человека]\". Здесь под справедливостью Антифонт понимает стремление не нарушать законы государства, в котором

    состоишь гражданином. Из антагонизма закона н природы и из бедственности следования закону Антифонт выводит, что человек должен быть двуличным и, делая вид, что он следует законам

    общества и государства, следовать природе, которую в отличие от людей обмануть нельзя: \"Человек будет извлекать для себя наибольше пользы, если он в присутствии свидетелей станет

    соблюдать законы, высоко чтя их, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), [веления же] природы

    необходимы\". Антифонт объясняет и то, почему нельзя не следовать природе и почему можно обмануть государство: \"предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не

    возникшие сами собой [порождения природы], веления же природы суть

    самовозникшие врожденные начала, а не продукт соглашения людей между собой\". Таким образом. Антифонт - родоначальник договорной теории происхождения государства. Этику Антифонт

    определял как искусство быть беспечальным.

    Противопоставление того, что существует по природе, тому, что установлено людьми, позволило Антифонту поставить вопрос о происхождении рабства. Для Аитифонта рабство - общественное

    установление, противоречащее природе. До нас дошли слова Антифонта о том, что \"по природе мы все во всех отношениях равны, притом [одинаково] и варвары, и эллины\". Антифонт обосновывает

    эту мысль, указывая, что \"у всех люден нужды от природы одинаковы\", что \"мы все [одинаково] дышим воздухом через рот и едим мы все [одинаково] при помощи рук\". Учение Антифонта о

    природном равенстве людей шло вразрез с господствующей в Древней Греции идеологией - идеологией рабовладельческой формации. Рассказывают, что когда Ан...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены