Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ

    Дисциплина: Политология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ

    Общество

    Общество как сложная динамическая система:

    Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное

    единство.

    Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

    общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

    В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

    Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

    Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

    Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

    Науки, изучающие общество:

    История (Геродот, Тацит).

    Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).

    экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида

    Ренардо).

    Науки для выработки рекомендаций и советов по управлению обществом и способны предсказать политическое и экономическое развитие.

    1.3. Развитие взглядов на общество:

    Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

    В мифах выделяется:

    Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

    Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

    Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе

    человечества и государства.

    /См. идеальное гос-во по Платону/

    Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между

    устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

    Возрождение (

    XIV –

    XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

    XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея

    справедливости).

    XVII –

    XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм

    человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва.

    Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и

    наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

    Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для

    бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

    XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по

    XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального

    равенства людей.

    Социализм – всеобщее равенство людей.

    В конце

    XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и противоречие капиталистического общества,

    противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета

    основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они

    критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя. Так Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные);

    2) Труженики (индустриалы);

    при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

    Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

    Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

    В 40-ые годы

    XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать

    только путем революции.

    До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение

    (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на

    политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения

    капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической

    революции.

    1.4. Общество и природа:

    Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

    Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления

    людей о природе и взаимосвязь человека с природой:

    1) Античность:

    Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

    2) Средневековье:

    С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

    3) Возрождение:

    Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

    4) Новое время:

    Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится

    объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом

    мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с

    позиции сотрудничества.

    1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

    См. 1.1.

    1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

    Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены