Административный процесс

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Административный процесс

    1. ВВЕДЕНИЕ – АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и опорных отраслей правовой системы (наряду с конституционным,

    гражданским и уголовным правом). Чем можно объяснить подобное занимаемое данной отраслью положение?

    Для того чтобы правильно оценить положение административного права в жизни общества, следует задать вопрос: «может ли организованное общество существовать без управления?».

    Конечно же, нет. К. Маркс в свое время образно объяснил: «Отдельный скрипач сам управляет собой, а оркестр нуждается в дирижере».

    Общество с его многочисленными и многообразными связями и есть тот «оркестр», слаженное звучание которого может возникнуть только при наличии «дирижера». И таким «дирижером»

    является тот, кто осуществляет управление в масштабе всего общества, а также составляющих его элементов (т.е. граждан, их объединений, предприятий и учреждений, территорий и регионов

    и т.п.).

    В современных условиях государственное управление, имеющее задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общества, выражается в механизме

    исполнительной власти — одной из отраслей единой государственной власти. Этот механизм практически реализует исполнительную власть в масштабе всей Российской Федерации и ее субъектов.

    Органы исполнительной власти управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом исполнение, т.е. проведение в жизнь

    требований российского законодательства.

    В своей исполнительной деятельности они наделяются значительными юридически-властными полномочиями, которые используются ими во взаимоотношениях с гражданами, общественными

    объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, с органами республик и других субъектов Российской Федерации и т.п. Кроме этого как федеральные, так и региональные

    органы исполнительной власти призваны осуществлять государственный контроль и надзор во многих областях нашей жизни (например, экологический, финансовый, антимонопольный,

    санитарно-противоэпидемический, дорожно-транспортный и т.п.). Наконец, именно представители исполнительной власти (в частности, должностные лица) являются теми официальными

    государственными инстанциями, от действий которых зависит реализация законных интересов и притязаний граждан.

    Трудно найти такой участок нашей жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а следовательно, с административным

    правом.

    Управление чаще всего воздействует на повседневные жизненные интересы всех, кто является законопослушным членом общества (нарушителей органы управления

    привлекают к ответственности). Чтобы подобное воздействие носило основанный на строгом соблюдении действующего законодательства характер, объективным является

    требование придания управленческой деятельности юридической формы. И таковой формой является административное право.

    2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    2.1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

    В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо

    деятельности (например, законодательный процесс и т.п.).

    Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют

    государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.

    Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие «процесс», как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных

    уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей

    главное содержание функций правосудия. При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя

    санкции соответствующих правовых норм.

    Государственно-управленческая деятельность в основном сориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признаком, а сама

    она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску.

    С юридической точки зрения процесс имеет своим назначением реализацию норм материального права. Тогда деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно

    рассматривать в качестве административного процесса. Таким образом административный процесс обеспечивает применение норм административного права в сфере государственного управления в

    целях достижения определенных юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

    Другими словами, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения, т.е. правоприменение, а занимаются этим субъекты исполнительной власти. Но

    надо помнить, что в равной мере субъекты исполнительной власти реализуют и санкции материальных административно-правовых норм.

    Следовательно, осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия

    правоприменительного и правоохранительного характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм.

    Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

    Эти обстоятельства породили двоякий подход к характеристике процессуальной деятельности исполнительных органов (должностных лиц), обозначаемой в качестве административного

    процесса.

    Во-первых, административный процесс иногда рассматривается широко, т.е. фактически как совокупность всех действий, совершаемых названными субъектами для реализации своей

    компетенции. Сама государственно-управленческая деятельность во всех ее многообразных проявлениях трактуется, таким образом, как административный процесс.

    Во-вторых, административный процесс понимается как деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц) по реализации санкций материальных норм административного

    права. Таково узкое понимание административного процесса как правоохранительной, т.е. юрисдикционной, деятельности. Это сближает его с судебно-процессуальной деятельностью.

    Большая часть ученых-административистов, рассматривая эти два подхода к пониманию административного процесса, признают право на существование каждого из них. С фактической

    стороны, действительно, отождествление управленческой деятельности с процессуальной деятельностью оправданно. Однако действующее российское законодательство и подзаконные

    административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием администрат...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены