Внешний долг России

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Внешний долг России

    ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

    АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

    КАФЕДРА ПОЛИТЭКОНОМИИ

    РЕФЕРАТ

    по мировой экономике

    на тему

    Внешний долг России

    Работу выполнил

    студент группы ЭУС-2-99

    Мавлютов Р.Р.

    Работу проверила

    Петрова И.А.

    ВОЛГОГРАД 2001

    Введение

    В прошедшем десятилетии Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям. К началу 2001 года внешний долг – суммарные денежные обязательства страны, выраженные

    денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам – составил примерно

    147 млрд. долларов. С середины 90-х годов этот процесс дополнился экспансией внутреннего долга. Девальвация рубля в 1998 году мгновенно утяжелила относительное бремя внешнего долга в

    несколько раз, так что к 2000 году оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает критическую отметку, установленную международными финансовыми организациями на уровне 50%. В

    результате Россия оказалась одним из крупнейших должников в мире, и перед ней со всей остротой встала проблема обслуживания и погашения своих долгов.

    Poor’s, повысили

    долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной и местной валюте в евробондах. Fitch увеличило свой кредитный рейтинг России с B до B+, а Standard Poor’s

    изменило свой прогноз российского рейтинга кредитоспособности со стабильного на позитивный. По заявлениям рейтинговых агентств, улучшение кредитных оценок России связано с

    положительными сдвигами в экономике страны. Золотовалютные резервы ЦБ РФ возросли на треть по сравнению с концом 2000 года и достигли 38,5 млрд. долларов (на 2.11.01). Одновременно

    отношение внешнего государственного долга к ВВП сократилось до 50% (по материалам Financial Times). По прогнозам, в этом году рост российской экономики составит 5,5% (в 2002 году –

    4%), а текущий профицит платёжного баланса приблизится к 84 млрд. долларов.

    Poor’s, впрочем, отмечает, что рост российской экономики может быть омрачён долгосрочным снижением цен на нефть.

    В этой связи резко возрастает нагрузка на государственный бюджет, что, в частности, приведёт к сокращению государственных расходов, а следовательно к затруднениям в обслуживании

    внешнего долга страны, пик выплат по которому приходится на 2003 год, когда выплаты достигнут 18 млрд. долларов.

    В связи с этим, в настоящее время внешнедолговая стратегия страны пересматривается в сторону её ужесточения. Однако ряд

    вопросов остаётся открытым. Например, есть ли возможность нормализовать ситуацию с внешним долгом посредством его реструктуризации? Можно ли повысить эффективность мероприятий,

    направленных на сокращение долгового бремени? Нужно ли российскому правительству бороться за списание хотя бы части внешнего долга? Ответ на эти и другие вопросы даёт возможность

    охарактеризовать перспективы внешнедолгового положения России. Именно этому и посвящена данная работа.

    ГЛАВА 1

    Внешний долг: этапы формирования, структура.

    На 1 января 2001 года совокупный внешний долг составлял менее 147 млрд. долларов. При этом львиную долю долга Россия

    унаследовала от СССР. Это порядка 100 млрд. долларов. При этом сроки возврата госдолга Советского Союза были крайне неудачными: примерно 2/3 приходилось на период 1992-1995 гг., из

    них более чем половина – на 1992-1993 гг. Из-за столь короткого срока погашения большинства названных обязательств и отсутствия достаточного количества валюты для их обслуживания в

    соответствии с платёжным графиком правительство было вынуждено добиваться их реструктуризации. Единственным исключением являются евробонды, выпущенные Внешэкономбанком, которые до

    настоящего времени обслуживаются в полном объёме и без просрочек.

    Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состояла в упорядочении

    отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учётом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. Переговорный процесс

    между Российской Федерацией и сообществом кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада СССР в конце 1991 года. Можно условно выделить пять

    основных этапов отношений России со своими кредиторами.

    Первый этап, берущий отсчёт с начала 1992 года, включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому

    правительству предоставлялись краткосрочные трёхмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита Международного валютного

    фонда - МВФ - (1 млрд. долл.). В январе 1992 года правительство заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу

    кредиторов.

    В течение второго этапа – с 1993 по 1995 год – Россия пересмотрела вышеозначенный план выплат, связанный с обслуживаем долга в период с декабря 1991 года по конец 1995

    года.

    Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 года, когда договорённости с Парижским клубом были дополнены всесторонним

    соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договорённости) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долларов. Из них 45%

    должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 года, а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в

    течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 года.

    Примерно в этот же период проводились переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. В 1996 году с Лондонским клубом было заключено соглашение о

    реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце

    1997 года, когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму в 28,5 млрд. долларов. Было выпущено два новых инструмента –

    PRIN (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 годах соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривал

    погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объём которых – 6 млрд. долл.

    Структура и объём государственного внешнего долга России (млрд. $)

    1.01.96

    1.01.97

    1.01.98

    Внешний долг бывшего СССР, принятый на себя Российской Федерацией

    в том числе по кредитам, полученным от:

    103,00

    102,30

    103,20

    правительств иностранных государств

    62,60

    62,20

    62,30

    иностранных коммерческих банков и фирм

    40,40

    40,10

    40,90

    Внешний долг Российской Федерации,

    в том числе по кредитам, полученным от:

    17,40

    25,10

    33,00

    международных финансовых организаций

    11,40

    15,80

    20,50

    правительств иностранных государств

    6,00

    9,00

    10,90...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены