Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции 1979г.

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции 1979г.

    ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ИРАНА И СТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1979 Г.

    а) Источник и обоснование теории

    Революция в Иране поставила на повестку дня вопрос о соз­дании системы органов государственной власти, которая бы смени­ла государственный аппарат шахского режима. Процесс

    создания

    системы этих орган

    ов оказался сложным и противоречивым. Как известно,

    в антишахском движении принимали участие разнород­ные социально-классовые силы, каждая из которых преследовала в революции собственные

    цели. Их борьба между собой за обла­дание властью или участие в ней во многом определяла как фор­му, так и конкретное социально-кла

    ссовое содержание тех или иных органов новой власти. И поскольку в ходе революции иранское

    духовенство во главе с

    Хомейни стало общепризнанным лиде­ром и руководящей силой

    антишахского движения, его воздействие на проце

    сс формирования новых орга

    нов вла

    сти оказалось решаю­щим.

    Теоретическая модель формы государственного устрой

    ства

    и структуры органов власти была разработана

    аятоллой Хомейн

    и еще в период его пребывания в изгна

    нии в Ираке и изложена в работе «Образ правления в исламской республике»

    В ней Хо­мейни рассматривает два варианта исламского

    правления. В пер­вом варианте, когда на земле появляется «скрытый» имам

    Махди или имам, непосредственно назначенный им, то «он является аб­солютным владыкой над всеми членами общества и обладает

    все­ми достоинствами и условиями, необходимыми для вождя нации» (с.

    3; здесь и ниже даются ссылки на упомянутую работу Хомейни). Для этого варианта Хомейни не считает нужным разраба­тывать какую-либо форму правления, поскольку сам

    Махди «единолично устанавливает законы, назначает исполнительные и судеб­ные органы, руководит армией и ее вооружением, организует

    фи­нансы. Он приводит в действие весь механизм власти, всю адми­нистративную и финанс

    овую

    систему» (с.

    В период же отсутствия «истинного» имама (т.

    е. имама Мах­ди) шиитской общине необходима особая форма правления, кото­рой, по мнению Хомейни, является исламская республика. Он дает

    следующее определение республ

    ики: «Республика в современном понимании - это демократический строй, во главе которого стоит не монарх, а суверенитетом обладает весь

    народ, выражающий все­общую волю избрать

    государственные органы и вручить им власть» (с.

    5). Следует заметить, что, выдвигая лозунг республ

    ики, пусть даже исламской,

    Хомейни вступает в противоречие с одним

    из ос­новных догматов шиизма о наследственном характере власти, ко­торой могут обладать лишь потомки

    Алии от его брака с дочерью пророка

    Мухаммеда

    Фатимой. Любой выборный глава государства или орган власти объявляется

    шиитским уче

    нием незаконным, у

    зурпатором власти.

    Обосновать за

    кон

    ность выборных органов власти Хомейни стре­мится трактовкой следующих положений, содержащихся в Коране и сунне; а) положение о том,

    что

    «фетвы тех, кто соответствует условиям их вынесения и достоин того, чтобы выносить

    фетвы в со­ответствии с шариатом, основываясь на существующих текстах, провозглашать исламские постановления, должны исполняться те­ми,

    кто не обладает подобными достоинствами» (с.

    4); б) положе­ние о совете, которое гласит, что в случае возникновения сомнений и колеба

    ний по какому-либо вопросу «он ста

    вится на обсуждение, чтобы в резул

    ьтате сопоставления и обмена мнениями выяснить истину, определить положительные и отрицательные стороны об­суждаемого вопроса» (с.

    4); в) положение о

    «велайат-е фа

    ких-е

    муджтехид» (буквально: «наместническая миссия исламского

    законоведа высшего ранга

    »), согласно которому «тем, кто отвечает рангу

    муджтехида и обладает блестящими

    сп

    особностями толкова­ния основ и первоисточников

    [ислама

    ], ислам дает право власти над частью имущества и гражданами общества

    » (с.

    4). Хомейни под­че

    ркивает, что эта власть не ра

    внозна

    чна власти

    «истинного» имама, но «вполне достаточна для управления делами общества» (с.

    г) положение о необходи

    мости «делать добро и удержи­ваться от дурного поступка». Хомейни не раскрывает содержания этого положения, отмечая, что «его детали

    изложены в книге

    фикхов, где рассматриваются условия,

    границы, область его при­менен

    ия и достоинства исполнителей» (с.

    Содержание теории

    Руководствуясь этими положениями, Хомейни выделяет три группы, составляющие органы власти в исламской республике:

    1) Группа принятия

    решений, основанных на шариате

    2) Совещательная гру

    ппа и

    3) Исполнительная группа (с.

    Группа принятия решений, разъясняет Хомейни, представляет собой законодательную власть и является аналогом учредительного собрания, «с той разницей, что члены такого собрания в

    других странах разрабатывают законы... исходя из своих идей и понятий и проявления собственного разума. В исламе же... Группа приня­тия решений в установленном порядке извлекает их из

    первоисточ­ников (Корана, сунны), упорядочивает их и привод

    ит в действие»

    (с.

    5). Группа принятия решений выносит свои решения в виде фет

    р, принимаемых единогласно. В случае отсутствия единогласия применяется прин

    цип совета:

    фетва ставится на обсуждение и при­нимается точка зрения большинства или лица, или лиц «наиболее сведущих» (с.

    7). Хомейни большое в

    нимание придает

    единодушию воли этой группы, специально оговаривая, что после принятия

    решения по спорному в

    опросу «остальные [точ

    ки зрения] предают

    ся забвению, причем послед

    ователям и приверженцам (того ил

    и иного муджтехида) необязательно звать, кому из членов

    тру

    ппы принадлежит пр

    инятая точка зрения» (с.

    Второй орган - Совещательная группа - имеет своим аналогом парламент. Хомейни не указывает принцип формир

    ования Группы принятия решений, естественно, подразумевая, что ее составят наи­

    более уважаемые и влиятельные

    муджтехиды; в отношении же Со­вещательной группы он предусматривает, что ее депутаты «изби­раются народом» (с.

    8). Основываясь на

    фетвах, выносимых Груп­

    пой пр

    инятия решений, Совещател

    ьная группа «обсуждает и рас­

    сматривает различ

    ные проекты государственных дел, утверждает

    их в соответствии с потребностями страны и передает Исполни­

    тельной группе» (с.

    8). Не менее пяти членов Совещательной груп­пы должны быть

    муджтехидами и

    факихами, «с тем чтобы все законы утверждались под их надзором и не выходили за рамки предписаний ислама, находились и и

    сполнялись в рамках законо­

    дательной программы Группы принятия решений» (с.

    И наконец, третья, Исполнительная группа является коллегией министров, в обязанности которой входят «назначение лиц на ни­зовые посты, исполнение программ, утвержденных высшими

    орга­

    нами, отдача исполнительных распоряжений, полный надзор за тем, как ответственные за то или иное дело выполняют свои обя­занности» (с.

    10).

    Хомейни не выделяет органы правосудия в отдельную группу, полагая, что в исламском обществе отправление право

    судия лежит

    на духовенстве. Все сотрудники органов правосудия, подчеркивает он, начиная от министра юстиции и кончая последним городским или сельски...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены