Гражданское общество и право по Гегелю

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Гражданское общество и право по Гегелю

    Гражданское общество по

    Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю

    Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на формирование воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его

    духовного развития показала французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира. Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах своей

    творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной,

    антидеспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.

    Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его

    возрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких как: \"Конституция Германии\", \"О научных способах исследования естественного

    права, его месте в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве\", \" философия права\", \"философия духа\", \"философия истории\" и др.

    \"Философия права\", где наиболее цельно изложено учение о государстве и праве Гегеля является одним из самых

    значительных произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача философии права - это научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны

    быть \"Наше произведение - пишет Гегель- поскольку в нем содержится наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя.

    В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть\". \"Наука о праве, - подчеркивает он, - есть часть

    философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого предмета\". Право, по

    Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика, которая совпадает с философским конструированием системы права, как царство

    реализованной свободы.

    Понятие \"право\" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

    Право, как свобода (\"идея права\"), где на ступени объективного духа все развитие определяется идеей свободы, \"свобода\", \"право\" выражают единый смысл. Отношение \"свобода\" и

    \"право\"

    опосредуются через диалектику свободной воли.

    Право, как определенная ступень и форма свободы, где система права как царство реализованной свободы и представляет собой иерархию \"особых прав\". На вершине иерархии \"особых прав\"

    стоит право государства. Поскольку в реальной действительности \"особые права\" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и

    следовательно в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

    III.

    Право, как закон - где оно является одним из \"Особых прав\". Гегель пишет: \"То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания

    мыслью и определено так то , что есть право и считается правом, что известно как закон: право есть вообще, благодаря этому определению, как положительное право.\" Превращение права в

    себе в закон путем

    законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не

    их внутренняя сфера.

    Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он \"прекращение отличие естественного или

    философского права от положительного в противоположное и противоречие между ними\". Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе

    законодательствования; но не все данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.

    Он также различает и гражданское общество. Под гражданским обществом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое

    противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление

    правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:

    субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне);

    промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

    всеобщее (чиновники).

    Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и

    возникновением черни, под которой он имеет в виду

    пауперизированную часть населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему

    бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации.

    В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна была рассматриваться в той

    части Философии права, где речь идет о государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна

    найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.

    Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. \"В действительности поэтому, - подчеркивает Гегель, государство есть вообще

    скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента.\"

    Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей.

    Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного строя.

    По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и политических сфер, гражданского

    общества и политического государства, о необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.

    Язык: Русский

    Скачиваний: 188

    Формат: Microsoft Word

    Размер файла: 8 Кб

    Автор:

    Скачать работу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены