Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

    ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

    Российский уголовный кодекс дает два вида предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. Дознание, как и предварительное следствие, представляет собой

    деятельность по раскрытию уголовных преступлений, которая проводится с процессуальных формах, установленных законом. Основное отличие этих двух видов предварительного расследования

    заключается в компетенции органов, их осуществляющих.

    УПК дает исчерпывающий перечень органов дознания. Никакие иные государственные организации и учреждения, их должностные лица, а также частные детективные предприятия и их

    представители органами дознания не являются. Таможенные органы являются органами дознания «по делам о преступлениях, предусмотренных соответствующими статьями УК: контрабанда,

    незаконный экспорт технологий, невозвращение на территорию РФ предметов художественного достояния, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, уклонение от уплаты

    таможенных платежей. Сам ТК тоже говорит об органах дознания (ст.222). приказом ГТК России от 13 января 1994 года №7 в таможенных и региональных управлениях созданы отделы дознания (как

    структурные подразделения), в штате каждого из них имеются начальник отдела, его заместитель и дознаватели – старшие инспектора.

    В историческом плане возложение на таможенные учреждения России выполнения следственных действий в процессе борьбы с контрабандой не являются чем-то новым. Такие функции таможенных

    органов известны еще с таможенного устава 1904 года. После Октябрьской революции 1917 года уголовно-процессуальные действия по борьбе с контрабандой из компетенции таможенных учреждений

    были изъяты и в полном объеме были переданы органам государственной безопасности. Однако многолетняя

    практика борьбы с контрабандой показывает, что наиболее часто обнаруживают фаты контрабандного ввоза и вывоза различных предметов в процессе осуществления

    таможенного контроля, который проводится путем декларирования и досмотра грузов, досмотра транспортных средств и личного досмотра лиц, пересекающих таможенную границу страны.

    Настоящий ТК существенно расширил права и обязанности таможенных органов как органов дознания. Этому посвящен раздел 9 «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела.

    Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов РФ»,

    Для возбуждения уголовного дела о преступлениях, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необходимы законные поводы и достаточные основания, т.е фактические

    данные, указывающие на наличие признаков преступления. Под поводом к возбуждению уголовного дела понимаются те источники, из которых таможенные органы получают сведения о преступлениях:

    заявления и письма граждан, сообщения общественных организаций, учреждений, предприятий и их должностных лиц, явка с повинной, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати,

    непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления. Никакие другие источники сведений о преступлениях не могут рассматриваться в качестве законных поводов к

    возбуждению уголовного дела. При поступлении в таможенный орган сообщений о преступлении

    он возбуждает уголовное дело только в случае необходимости производства неотложных

    следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

    По поступившему заявлению о преступлении таможенный орган должен принять решение в срок не более трех суток со дня получения заявления

    (сообщения), а в исключительных случаях – не более 10 суток. За это врем я таможенный орган проводит проверку методами таможенного контроля (досмотром, проверкой

    документов и т.д.), а также получением объяснений и истребованием необходимых материалов, с помощью оперативно-розыскных мер. Результаты проверки докладываются начальнику таможенного

    учреждения, являющегося органом дознания, который в случае обнаружения при проверке признаков преступления принимает решение о возбуждении уголовного дела и проведении неотложных

    следственных действий, направленных на установление и закрепление следов преступления.

    Международный опыт борьбы правоохранительных органов с контрабандой показывает, что контрабандисты прибегают к самым различным уловкам для обхода закона. Наиболее распространенными

    предметами контрабанды в нашей стране являются иностранная и национальная валюта, драгоценные камни, золото, ювелирные изделия, иконы, предметы искусства, оружие и наркотики, нефть и

    нефтепродукты и др. приемы сокрытия предметов от таможенного контроля, с которыми встречаются оперативные работники таможенных органов, также очень разнообразны.

    Начальник соответствующего

    таможенного органа, рассмотрев материалы о нарушении таможенных правил перемещения товаров через таможенную границу и установив наличие признаков преступления в

    конкретном деянии, либо сам непосредственно возбуждает уголовное дело, либо поручает дознание одному или нескольким дознавателям. Копия постановления о возбуждении уголовного дела

    немедленно направляется прокурору по территориальности. О возбуждении уголовного дела своевременно информируются соответствующий орган ФСБ России, региональное таможенное управление и

    ГТК.

    Лицу, производящему дознание, особенно по делам о контрабанде, необходимо соблюдать правила оформления следственных действий, все они фиксируются в соответствующих процессуальных

    документах – протоколах, подписываемых всеми лицами, участвовавшими в производстве следственного действия.

    Таможенные органы, как органы дознания, вправе производить все следственные действия, указанные в действующем УПК:

    и т.д.)

    Сложная задача перед дознавателями таможенных органов возникает при возбуждении уголовного дела по факту обнаружения преступления при отсутствии лица, подозреваемого в его

    совершении. Успешное раскрытие таких преступлений, т.е.

    установление виновного лица, зависит от двух факторов. 1) от высококвалифицированного проведения осмотров как самих предметов контрабанды, так и мест их сокрытия. Их

    тщательный осмотр с участием специалистов поможет установить следы, оставленные контрабандистом. 2) своевременная организация охраны места обнаружения контрабанды с целью недопущения

    туда посторонних лиц, которые могут уничтожить следы преступника. Орган дознания системы таможенных органов не вправе прекратить либо приостановить уголовное дело о контрабанде, т.к. по

    нему обязательно предварительное следствие.

    В процессе расследования помимо следственных действий в случае необходимости таможенные органы должны активно использовать оперативно-розыскные мероприятия.

    В соответствии с ТК оперативно-розыскная деятельность таможенных органов осуществляется для «выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние,

    признаваемое законодательством РФ преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ». (ст. 224). Таможенные органы осуществляют

    оперативно-розыскную деятельность в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельност...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены