Парламент в зарубежных странах

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Парламент в зарубежных странах

    Волгоградская академия государственной службы

    Реферат

    Парламент в зарубежных странах

    Подготовила

    студентка

    группы ЮВ-303

    Пенкина Н.В.

    Волгоград

    1997 год

    Парламент

    – общенациональное представительное учреждение демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как носитель верховной законодательной власти занимает

    привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, однако в

    действительности его реальные полномочия иные.

    В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент более независим, но и здесь президенты

    располагают богатым арсеналом средств воздействия на него.

    Парламентаризм

    – особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении

    парламента.

    Парламент и парламентаризм

    - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, это – высшее качество парламента.

    Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.

    Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских

    республиках.

    Порядок формирования парламентов

    часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты. Почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается

    формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы:

    - формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания);

    - формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних

    палат (США, Италия, Япония);

    - чисто феодальный способ формирования верхней палаты (Великобритания);

    - формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ);

    - формирование верхних палат смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия).

    Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от

    избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции.

    Правовое положение депутата парламента

    определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата

    парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа, откуда следует запрещение императивного мандата и права отзыва. Однако это не делает депутата

    парламента полностью независимым по следующим причинам:

    - депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине;

    - депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную компанию;

    - депутат в известной степени зависит от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата решается голосованием.

    Депутат в демократическом государстве – профессиональный парламентарий.

    Содержание депутатского мандата:

    - индемнитет – вознаграждение за деятельность депутата, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д.;

    - иммунитет – целый ряд прав и привилегий депутата, которые должны гарантировать его независимость (свобода слова и голосования, депутатская неприкосновенность).

    Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат, вследствие смерти депутата, в результате

    лишения мандата или признания выборов недействительными. Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов.

    В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат структура парламента и объем

    компетенции.

    По структуре парламенты подразделяют на:

    - двухпалатные (сенат США, Совет штатов Индии, сенат Франции и др.);

    - однопалатные, составляющие в настоящее время большинство (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.).

    По объему компетенции:

    - парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (конгресс

    США, парламент Франции);

    - парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу (парламент

    Великобритании и Новой Зеландии);

    - парламенты с относительно определенной компетенцией, для которых характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции

    (парламент Индии, парламент Малайзии, бундестаг ФРГ).

    Полномочия парламента.

    1. Законодательная деятельность. В современных условиях в ней все более повышается роль исполнительной власти:

    - современный зарубежный парламент почти целиком утратил право законодательной инициативы;

    - непрерывно растет доля делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества;

    - парламентское большинство, принимающее законы, в известной степени лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров (Великобритания).

    2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. По мере укрепления исполнительной власти в современных индустриально развитых государствах почти полностью перешли в руки

    правительства. Парламенту принадлежит большей частью пассивная роль.

    3. Контроль над деятельностью правительства, который присущ лишь демократическому политическому режиму. Методы осуществления контроля в современной парламентской

    практике:

    - постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность;

    - резолюция порицания, которая вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты;

    - интерпелляция – обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу;

    - вопросы устные и письменные, широко применяемые в парламентарных странах и служащие не столько для контроля правительства, сколько для его критики;

    - деятельность расследовательских комитетов и комиссий, создаваемые парламентами всех стран для ревизии деятельности административного аппарата, а также распространяющие свою

    активность на работу политических партий, профсоюзов, общественных организаций;

    - институт омбудсменов – парламентских должностных лиц, наделенных широкими контрол...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены