Политические права российских граждан

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Политические права российских граждан

    ПЛАН РЕФЕРАТА

    Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г.

    Политические права в системе конституционных прав

    и свобод человека и гражданина.

    Система политических прав и свобод.

    Политические конституционные права и свободы

    человека и гражданина :

    е) право на петиции.

    Значение политических прав и свобод для человека.

    6. Конституционный статус личности в России в настоя-

    щее время.

    Правовой статус личности определяется всей

    совокупностью прав человека и гражданина , отраженных

    в нормах всех отраслей

    действующего права .

    Основы правового статуса

    личности охватывают

    конституционно закрепленные права и свободы . Понятие

    же основных прав и свобод человека и гражданина можно

    сформулировать следующим образом :” Конституционные

    (основные) права и свободы, принадлежащие ему от

    рож-

    дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за-

    щищаемые государством , составляющие ядро

    правового

    статуса личнотсти .”

    Перечисление в Конституции Российской Федерации

    основных прав и свобод не должно толковаться как отри-

    цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че-

    ловека и гражданина . Об этом

    говорится в ст.55 ч.2 Кон-

    ституции Р.Ф.

    Глава 2 Конституции Р.Ф.,

    посвященная

    правам и

    свободам

    человека и гражданина , включает

    48 статей

    (с 17 по 64).

    Впервые научную классификацию данных правомочий

    осуществила

    М.П.Карева , приняв за основу важнейшие

    сферы деятельности человека .

    Ее классификация включала

    следующие составляющие : а) социально-экономические пра-

    ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.

    В дальнейшем государственно-правовая наука , используя

    классификационные основы , предложенные М.П.Каревой ,

    выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли :

    1)социально-экономические права и свободы

    2) политические права и свободы граждан ;

    3) личные

    права и свободы граждан.

    Наиболее подробно данная

    проблема

    исследуется

    Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование

    элементов системы конституцищнных прав и обязаннос-

    тей с основанием

    приведенной

    классификации. Ученый

    выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан-

    ностей :

    1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо-

    мической и культурной жизни ;

    2) права и обязанности

    граждан в сфере государственной

    и общественно-политической жизни ;

    3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной

    свободы .

    Однако систему основных прав и свобод характери-

    зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко-

    торых придерживается Конституция в их последователь-

    ном

    расположении .

    Последнее имеет далеко не техническое значение, а

    отражает соответствующую идеологию, которой придер-

    живается государство в трактовке сущности концепции

    правового статуса личности .

    В действующей Конституции, основанной на новой

    концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен

    в следующей последовательности. Сначала указаны личные,

    затем политические, а за ними социально экономические.

    Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек-

    ларации прав человека, принятой Генеральной

    Ассамблеей

    ООН в 1948 г.

    российском законодательстве она впервые была

    воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж-

    данина, принятой Верховным Советом Российской Федера-

    ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции

    Российской Федерации 1993 года .

    В отличие от основных личных прав , которые по

    своей природе неотчуждаемы и принадлежат

    каждому

    от рождения как человеку, политические права и свободы

    связаны с обладанием гражданством

    государства . Это

    различие отражает Конституция, адресуя личные права

    “каждому”, политические - “гражданам” .

    В соответствии с Конституцией гражданин Рос-

    сийской Федерации может самостоятельно осуществлять

    в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60).

    Эта норма прежде всего , касается политических прав и

    свобод .

    Система же политических прав и свобод граждан

    состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из

    них включает в себя права граждан, содержащие правомо-

    чия по участию в организации и деятельности государства

    и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра-

    во на референдум; право петиций .

    Вторая группа субъективных

    прав и свобод, входя-

    щих в систему политических, состоит из правомочий ,

    представляющих собой неотъемлемые права граждан,

    целью реализации которых является активное участие ин-

    дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова

    свобода собраний .

    Право участвовать

    в управлении делами государства

    закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано

    каждому гражданину, а не политически организованной

    совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо

    народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет

    власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти-

    туции Российской Федерации).

    Осуществление этого права граждан выражается

    в различных формах, как непосредственно, так и через

    своих представителей. Непосредственными формами

    являются участие граждан в референдуме, всенародном

    голосовании по важнейшим вопросам государственной и

    местной жизни, путем реализации права избирать и быть

    избранными в органы государственной власти и органы

    местного самоуправления .

    Право на референдум включает в себя не только пра-

    во на участие во всенародном (местном) голосовании , но

    и право требовать

    выставления любого вопроса на голосо-

    вание, а также право требовать, чтобы результаты обще-

    народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи-

    тывались при принятии окончательного решения по дан-

    ному вопросу(если решение принимается не путем рефе-

    рендума).

    Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению

    путем референдума или не набрал необходимого количест-

    ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида

    или группы индивидов возникло желание не просто выра-

    зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об-

    щественное значение, но и воздействовать на деятельность

    государственных органов по поводу данного

    явления

    об-

    щественной жизни, то граждане могут воспользоваться

    правом петиций, известным законодательству еще с конца

    17 века .

    Граждане Российской Федерации имеют равный

    доступ к государственной службе, право участвовать в

    осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).

    Это право является

    новой для российской Конституции

    нормой . Право на равный доступ к государственной служ-

    бе означает равенство исходных возможностей и отсут-

    ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не

    следует толковать это право буквально. Во всем мире су-

    ществует система конкурсов,тестирования,собеседований.

    Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря

    1993

    года Положение о федеральной государственной

    службе предполагает прием на государственную службу

    либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса(пункт

    22) , а также регулярные аттестации государственных

    служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ-

    лении правосудия долгое время имело форму выборов на-

    род...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены