Правовое государство

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Правовое государство

    Содержание.

    Введение

    Основная часть:

    Глава

    ……………………………..

    Глава

    Глава

    Глава

    Глава

    Глава

    Заключение

    Приложение

    Список использованной литературы и источников

    I. Возникновение и развитие идеи правового государства

    II. Основные характеристики правового государства

    1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

    2. Основные признаки правового государства.

    3. Принцип организации деятельности правового государства.

    . Система разделения властей в правовом государстве.

    . Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

    . Права и свободы человека в системе ценностей.

    . Взаимная ответственность личности и государства.

    . Практика становления правового государства в России.

    VIII

    . Вывод.

    Список литературы

    . Возникновение и развитие идеи правового государства.

    равовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе

    норм права.

    Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей

    правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались

    выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что

    наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

    Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть

    закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя” . Цицерон говорил о государстве как о “деле народа” , как о правовом общении и “общем правопорядке”

    . Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

    Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его

    роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или

    властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

    Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования

    государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении

    безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и

    свободы.

    В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и

    другие.

    Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

    Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

    1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и

    государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении;

    2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав;

    3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив

    самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

    В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а

    затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к

    полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

    Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

    . Основные характеристики правового государства

    1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государств

    кономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной,

    арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно

    производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется

    только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост

    благосостояния общества и его саморазвитие.

    Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре

    внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином

    своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой

    переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

    Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических

    методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государс...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены