Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина

    Правовое государство.

    Права и свободы человека и гражданина

    Аттестационная работа

    ученицы 11\'а\' класса

    ГОУ школы № 311 СВОУО г.Москвы

    Бочарниковой Анастасии

    2005 год

    План

    Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии, полицейщине и вызревала в умах великих мыслителей, опиравшихся на мировую политическую практику и

    стремившихся поставить государство на службу народу. В противовес всевластию государства в новое время возникла идея гражданского общества.

    В наиболее полном виде концепцию гражданского общества разработал немецкий философ Г.Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и

    разделение труда, правосудие, внешний порядок (полиция и т.п.).

    В современной науке и практике гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими

    законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пределах гражданского общества индивиды имеют возможность реализовать свои частные

    интересы и осуществлять индивидуальный выбор.

    Таким образом, понятия гражданское общество и государство отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Составляющей основой гражданского общества является

    свободный, самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для нормального функционирования гражданского общества необходимы и другие предпосылки, такие как:

    экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

    социальные (большой удельный вес в обществе среднего класса);

    политико-правовые (юридическое равенство всех граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм);

    культурные (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова) и др.

    На первом этапе (XVI – XVII вв.) появляется буржуазная этика, то есть складываются экономические и политические предпосылки и происходит переворот в общественной идеологии. В XVIII –

    XIX вв. гражданское общество формируется в наиболее развитых странах Европы и в США в виде капитализма свободной конкуренции. Основу политической жизни составляют принципы и ценности

    либерализма. В XX веке происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу) и идет процесс становления правового

    социального государства. Как видно из вышеизложенного, процесс этот длительный и сложный.

    Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации

    (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором уровне – для удовлетворения потребностей

    в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий

    уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности в виде создания партий и политических движений – элементов

    политической системы общества.

    Конец XX века приблизил человечество к реальному воплощению идеи правового государства, концепцию которого наиболее полно вслед за Аристотелем, Платоном и Гегелем раскрыли И.Кант и

    Ш.Монтескье.

    Кант, создавая целостное учение о правовом государстве, полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. В обществе существует противоречие между

    склонностью людей жить сообща, с одной стороны, и недоброжелательностью и эгоизмом – с другой. Разрешение этого противоречия, то есть равноправия всех членов общества, по мнению Канта,

    возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Последнее представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им

    же формируется законодательная власть. По Канту исполнительная власть формируется законодательной, а сама назначает судебную власть. Такая структура власти, как считал Кант, не только

    обеспечивает разделение властей, но и их равновесие.

    Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая

    правовую защищенность своих граждан.

    Признаками правового государства являются:

    верховенство закона, \"связанность\" государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения,

    граждане в своей деятельности должны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, то есть

    соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и

    закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и

    последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы \"сдержек\" и \"противовесов\", взаимоограничение и взаимный

    контроль друг за другом всех ветвей власти;

    взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать ответственность, невзирая

    на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

    Предпосылками (основой) создания и функционирования правового государства служат:

    Среди различных регуляторов общественных отношений (мораль, обычаи, традиции, нормы общественных организаций) особое место занимает право. В юридической науке наряду с понятием

    \"право\", то есть возможностью индивида обладать определенным благом, связанным с активной государственной деятельностью, используется и термин \"свобода\". Вместе с тем, между правом и

    свободой имеются определенные различия: термин \"свобода\" означает более широкие возможности индивида, который не преследует цели получения конкретного социального блага, а удовлетворяет

    тот или иной род потребностей.

    Иными словами, свободу человека можно определить как широкие возможности индивида удовлетворить тот или иной род потребностей, не обращаясь за помощью к государству. Например,

    понятие \"свобода совести и вероисповедания\" выражает религиозные потребности людей. Для этого они создают религиозные объединения и участвуют в их деятельности. Роль государства

    сводится к тому, чтобы не мешать пользоваться указанной свободой. А если, например, рассмотреть \"право на труд\", то есть конкретное притязание на рабочее место или должность, то в

    данном случае для реализации этого права государство должно проводить политику по трудоустройству, подготовке и переподготовке кадров.

    Права человека, охватывающие сферу личной, семейной и другой частной жизни, не подконтрольны государству. Они распространяются на каждого человека. Они неотчуждаемы и принадлежат

    людям от рождения. Они вненациональны, существуют не...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены